По данным ЦБ от 27/12/2009 | |
---|---|
USD | 375.8 |
RUB | 12.32 |
EUR | 535.29 |
Если в 2000-2005гг. новые власти России основное внимание сосредоточили на укрепление роли государства внутри страны, подавление сепаратистских движений на Северном Кавказе и формирование вертикальной системы власти, то начиная с 2006г. они взялись за укрепление позиций России на международной арене.
Первая после окончания Холодной войны открытая критика в адрес сформировавшегося в Европе нового миропорядка прозвучала в выступлении Путина в феврале 2007г. на 43-м Мюнхенском форуме, посвященном вопросам международной безопасности. Президент России четко заявил, что однополярный мир неприемлем для официальной Москвы, поскольку он предполагает существование одного центра принятия решений, которому должны подчиняться все остальные государства. Подчеркнув, что однополярный мир опасен для всех участников международных отношений, Путин отметил, что он противоречит также декларируемой Западом идее демократии. Российский президент напрямую обвинил Соединенные Штаты в нарушении норм международного права и осуществлении односторонних действий, которые однозначно приводят к негативным последствиям.
Это выступление Путина, которое аналитики назвали началом новой Холодной войны, было серьезным предупреждением Западу о недовольстве России новой системой международной безопасности. Вместе с тем было очевидно, что официальная Москва не ограничится только словами, а предпримет конкретные действия для изменения сложившейся ситуации в соответствии с собственными интересами. Одной из важных инициатив такого рода является предложение о подписании нового Договора о европейской безопасности. Впервые об этом официально заявил президент России Дмитрий Медведев в июне 2008г. в Берлине в ходе встречи с известными политическими и общественными деятелями Германии. Отметив, что после распада СССР в Европе не сформирована новая система единой безопасности и что ни ОБСЕ, ни НАТО не могут взять на себя все функции подобной системы, Медведев предложил подписать имеющий обязательную правовую силу новый Договор о европейской безопасности. Президент России предложил также созвать всеевропейский саммит для обсуждения нового договора, подчеркнув, что в этом саммите должны участвовать все европейские государства. В то же время Медведев заявил, что необходимо сформировать единую евроатлантическую систему, которая охватит регион между Ванкувером и Владивостоком. Столпами этой новой системы должны быть Россия, Северная Америка и Евросоюз, между которыми должно наладиться равноправное сотрудничество.
Это предложение о подписании нового Договора о европейской безопасности, в первую очередь, было направлено на снижение в Европе роли ОБСЕ и особенно НАТО, а также на пресечение дальнейшего расширения Североатлантического альянса на восток. Следует констатировать, что Россия, по крайней мере с 2000г., имеет крайне отрицательную позицию в отношении ОБСЕ, и это четко отметил также В.Путин в своем мюнхенском выступлении, заявив, что ОБСЕ превратилась в руках группы государств в инструмент вмешательства во внутренние дела других государств и продвижения собственных политических интересов,
Выступление Медведева в Берлине удостоилось противоречивых оценок западных аналитиков и общественно-политических деятелей. Часть из них считает, что необходимо дать однозначно отрицательную оценку этой инициативе, основная цель которой – укрепление позиций России на международной арене за счет западных государств. Другие отмечали, что необходимости в резких заявлениях нет и нужно ждать обнародования проекта договора с российской стороны.
Русско-грузинская война в августе 2008г., заметное после нее охлаждение в отношениях Россия-Запад, начавшийся в конце 2008г. мировой экономический кризис, похоже, на некоторое время отодвинули на второй план предложение Москвы о подписании нового Договора о европейской безопасности. Однако в последние месяцы российские власти опять активно пустили в оборот эту идею. В опубликованной 10 сентября 2009г. статье «Вперед, Россия!», обращаясь к внешнеполитическим вопросам страны, Дмитрий Медведев отмечает, что Россия намерена взять на себя активную роль в международных отношениях и пресечь какое-либо одностороннее действие любого государства, направленное против национальных интересов России. Для достижения этой цели официальная Москва намерена вместе с другими государствами предпринять шаги по реформированию международных структур. Медведев провозгласил основной целью этих реформ формирование новой системы, учитывающей интересы по возможности большего числа государств.
К внешней политике России и предложению о подписании нового Договора о европейской безопасности президент России обратился также 12 ноября 2009г. в ежегодном послании Федеральному собранию РФ. Подчеркнув то обстоятельство, что действующая в евроатлантическом регионе «архитектура безопасности» не соответствует нынешним условиям и не в состоянии эффективно пресекать возникновение кризисов, доказательством чему являются также августовские события 2008г., Дмитрий Медведев заявил о необходимости подписания нового Договора о безопасности. Российский президент особо подчеркнул, что это предложение официальной Москвы не направлено против Североатлантического альянса, вместе с тем добавив, что как Россия, так и ряд других государств евроатлантического региона не членствуют в НАТО, которое просто не в состоянии самостоятельно решать все существующие задачи. Медведев отметил, что в основу нового российского предложения положена идея неделимости безопасности. Ни одно государство не должно обеспечивать собственную безопасность за счет безопасности других государств. В то же время, российский президент еще раз заявил, что внешняя политика официальной Москвы направлена на формирование многополярной международной системы, в которой все элементы этой системы будут иметь равные возможности для защиты собственных интересов.
Очевидно, что основной целью предложения о новом Договоре о европейской безопасности является укрепление позиций России и ограничение влияния США и НАТО в евроатлантическом регионе. Об этом свидетельствует также то обстоятельство, что Россия предлагает сделать стороной договора не только отдельные государства, но и международные организации, в том числе, НАТО, Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ), ОБСЕ, Евросоюз и СНГ. Здесь, в первую очередь, важно намерение России рассматривать НАТО и ОДКБ в качестве равных сторон договора. Официальная Москва уже давно пытается наладить прямые и равноправные отношения между этими двумя военно-политическими блоками для обеспечения равной роли в международных отношениях. Еще в июне 2004г. в ходе состоявшегося в Астане саммита организация приняла специальный меморандум, призывающий НАТО наладить равноправное сотрудничество для того, чтобы с успехом ответить на вызовы, вставшие перед двумя организациями. Важность сотрудничества с НАТО для ОДКБ была, в частности, подчеркнута после того же саммита Североатлантического альянса в Стамбуле в 2004г., на котором НАТО объявило зоной своих стратегических интересов также Южный Кавказ и Центральную Азию. Очевидно, что НАТО избегает налаживания прямых отношений с ОДКБ, предпочитая прямые контакты с конкретными государствами в рамках «Сотрудничества во имя мира», «Программы действий индивидуального партнерства» и других форматов.
Текст предлагаемого Россией проекта нового Договора по безопасности официально был обнародован 29 ноября 2009г. Договор опирается на устав ООН, заключительный Хельсинкский акт 1975г., принципы Манильской декларации о мирном урегулировании международных споров (1982г.) и декларации о Европейской безопасности (1999г.). В основу договора положена следующая идея: ни одно государство не должно предпринимать шаги, угрожающие безопасности других государств – членов Договора. Особо подчеркивается недопустимость применения силы или угрозы ее применения в межгосударственных отношениях.
При наличии угрозы в отношении какого-либо государства-члена Договора, Договором предусмотрены механизмы проведения двусторонних или многосторонних совещаний, форумов участников Договора и внеочередных форумов. Для созыва форумов участников Договора считается необходимым соответствующее предложение, по меньшей мере, двух участников. Для созыва форумов необходимо присутствие как минимум 2/3 участников-членов. Решения форума принимаются на основе консенсуса и обязательны для исполнения. В случае вооруженного нападения на любого участника Договора немедленно созывается внеочередной форум. Внеочередной форум вправе принимать решения, если присутствует как минимум 4/5 участников Договора. Решения внеочередного форума также принимаются на основе консенсуса и обязательны для исполнения. В случае если вооруженное нападение было осуществлено государством-участником Договора, оно лишается права голоса во время принятия решений. Согласно проекту Договора, в случае вооруженного нападения на какого-либо участника, любой другой участник Договора имеет право оценить это как нападение на себя и вправе предоставить этому участнику любую, в том числе, военную помощь, незамедлительно поставив в известность о своих действиях Совет безопасности ООН. Договор вступает в силу через 10 дней после его ратификации по меньшей мере 25 участниками.
Россия отправила проект Договора всем государствам евроатлантического региона, а также в ОБСЕ, Евросоюз, СНГ, ОДКБ и НАТО, которые также могут членствовать в Договоре. В случае ратификации договора в таком виде Россия значительно укрепит свои позиции во всем регионе. В то же время, снизится роль ОБСЕ и НАТО как де-факто единственных инструментов обеспечения безопасности в евроатлантическом регионе. Членство ОДКБ, НАТО, ОБСЕ и СНГ на равных основаниях в Договоре даст возможность России, по крайней мере, на пространстве СНГ ограничить влияние НАТО и ОБСЕ, позиционируя здесь в качестве опор безопасности ОДКБ и СНГ.
На публикацию текста Договора ведущие западные государства отреагировали достаточно осторожно. Заметная в отношениях США-Россия определенная нормализация, важность содействия России в вопросе преодоления вызовов, стоящих перед НАТО в постоянно усложняющейся ситуации в Афганистане, являются факторами, предотвратившими резкое отклонение российского предложения. Казахстан, который с 2010г. будет председательствовать в ОБСЕ, также склонен активизировать обсуждения этого российского предложения. Вместе с тем, очевидно, что западные государства не заинтересованы в вопросе подписания договора в таком виде. Первые обсуждения проекта нового Договора о европейской безопасности состоялись в ходе состоявшегося 4 декабря 2009г. в Брюсселе очередного заседания совета Россия-НАТО. Государства-члены НАТО заявили о готовности обсудить российские предложения. В то же время, генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен в ходе состоявшейся после заседания пресс-конференции отметил, что государства-члены НАТО предпочитают провести обсуждения проекта договора в рамках ОБСЕ, тогда как российская сторона настаивает на необходимости созыва в 2010г. отдельного саммита по этому вопросу.
По всей вероятности, обсуждения, протекающие вокруг проекта Договора о европейской безопасности, в ближайшее время будут продолжаться, однако вероятность серьезного прогресса в этом вопросе достаточно мала.