Армянский этнос на пороге второго пассионарного подъема
Овсеп Хуршудян
Армянский этнос на пороге второго пассионарного подъема
Историк Лев Гумилев, исследователь жизни этносов, пришел к выводу, что каждый этнос от рождения и до смерти испытывает с определенной периодичностью пассионарные (passion - страсть) толчки, которые либо ведут либо к «звездному часу» этноса, либо к его самоуничтожению. В широком смысле пассиона́рность определяет способность индивида (и группы индивидов) к сверхусилиям, сверхнапряжению и к жертвенности во имя идей либо цели. Результат же пассионарного толчка зависит от способности нации использовать его во благо. Или во зло.
За последний век армянский этнос представил много проявлений пассионарного толчка. Сардарапат, победа почти с нуля в результате самопожертвования, два государства, последовательно созданные на развалинах, героизм в Великой отечественной войне, «золотой век» в экономике и культуре. В конце века - реконструкция государственности на обломках коммунистической формации, и снова, как результат самопожертвования, победа в арцахской войне.
Пассионарный толчок в экономической деятельности виден и со стороны. В марте 2004 г. британская «Дейли Телеграф» отметила армян как представителей одной из «самых предприимчивых цивилизаций», наряду с евреями и финикийцами.
В культуре, в особенности, в музыке хорошо виден этот «толчок», проявившийся в духовном творчестве Комитаса и Хачатуряна. И вообще, 20 - й век положил хорошее начало для новейшей истории армянской музыки.
Не удивительно, что пик эмиграции из Армении в 90 - х пришелся не на войну и стресс после землетрясения, на годы «холода и мрака», когда духовная и физическая энергия народа была направлена на противостояние внешней агрессии и строительство нового государства, а на послевоенное время. Когда несовершенство новых экономических отношений, социальная несправедливость, коррупция, грабеж и выборные фальсификации власти не позволили накопленную пассионарную энергию перевести из военного формата в мирный. В результате чего эта энергия выплеснулась в виде эмиграции, и эта потеря может стать приговором для этноса. Пассионарная же энергия, оказавшись в иных странах, сегодня способствует их развитию.
Пассионарные слои присутствуют во всех этносах, но не у всех они проявляются. И пассионарный толчок означает, что пассионарный слой достиг критической массы, и с определенными перерывами начинает занимать ведущее место в жизни этноса. И даже потери пассионарной энергии в виде эмиграции могут быть восполнены подрастающим поколением. Кстати, это было продемонстрировано 1-го марта, когда омоложенный пассионарный слой своим гражданским иском напомнил о своих правах. Кстати, согласно гипотезе пассионарности ведут пассионариев непассионарные силы. Т.е. готовых к жертвам ведут те, кто к жертвам не готов. С одной стороны. С другой, пассионариям противостоят субпассиоанарии, в данном случае власть, утерявшая способность жертвовать собой и отдавшаяся накоплению богатства и плотским утехам.
Так что мы не опоздавшая нация. Просто мы в течение 2 тысячелетий, после Тиграна II, были в состоянии отдыха, но после 1915 - года проснулись и вернулись из долгосрочного отпуска. Если же исходить еще и из астрологических представлений, то хорошо, что это произошло к концу двухтысячелетней эры Рыб и началу эры Водолея. Рыбы - это не наше. А вот Водолей будет нашим.