среда, 4 февраля 2009 rss feed favorites
Հայերեն | English
Создание сайта: Copyright © 2007 группа «Энерго», г. Коломна

Новости

Эксклюзив

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

Аналитические обзоры

Интервью

Официальная армения

  • Президент Армении
  • Правительство Армении
  • Парламент Армении

Посольство Армении в РФ

Армянская Апостольская церковь

КУРСЫ ВАЛЮТ

По данным ЦБ от 04/02/2009
USD 305.21 arrow up
RUB 8.62 arrow down
EUR 391.92 arrow down

ПОГОДА


 


Турецкая баня

print version      Blog

премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана Несмотря на уверенную позицию на международной арене, Турция может претерпеть внутренний раскол и превратиться в крупный очаг нестабильности в регионе

Одним из главных событий прошедшей недели, взбодрившем аудиторию политических СМИ и всю мировую общественность, стало резкое поведение премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана на экономическом форуме в Давосе. Напомним, что, обвинив президента Израиля в военных преступлениях и будучи прерванным по регламенту, турецкий премьер демонстративно покинул форум. По прибытии же на родину Эрдоган был встречен ликованием соотечественников, чьи симпатии в палестино-израильском конфликте – на стороне единоверцев.

Если в своё время Вашингтон действительно сделал ставку на исламистов в противовес «потенциальным евразийцам» кемалистам, то не раскаивается ли он в этом сейчас, и не окажется ли в скором времени народ Турции объектом его мести?

Естественно, что, как и большинство ярких событий на мировой арене, поступок турецкого представителя не допускает однозначных трактовок. Более того, он является симптомом наличия сложного клубка противоречий, затрагивающих положение как Израиля, так и Турции. Всё происходящее подсказывает нам, что обе страны вступают в полосу перемен, которая, скорее всего, закончится для них существенным изменением позиций на международной арене.

Что касается Израиля, то азербайджанский аналитик Расим Агаев в интервью агентству «The First News Azerbaijan» весьма точно высказался по этому поводу: «Ни для кого не секрет, что реакция Израиля была неадекватной имевшей место угрозе со стороны сектора Газа, и израильская военная операция стала ужасным побоищем, беспрецедентным по своей наглости и жестокости. Поразительно, но факт, что в Давосе никто, кроме Эрдогана не смог открыто выступить против действий Израиля, и это показало одну вещь – мир боится евреев и избегает что-либо предпринимать против политики Израиля и его покровителей. Европейские политики, лидеры исламских и арабских стран лебезят перед руководством Израиля и смирились с фактом неоспоримости всех его действий, и никто не хочет лишней головной боли, вступая в полемику по событиям в секторе Газа».

Пока не хочет и пока боится – уточним мы. Ведь сегодня большинству здравомыслящих политиков ясно, что спекуляции на холокосте не могут служить оправданием для безнаказанного нарушения принятых во всём «цивилизованном» мире правил игры. Действительно, внушив европейским народам комплекс вины в отношении евреев, последние обеспечили надёжную амортизацию для действия механизмов международного давления, за счёт чего до сих пор они всегда могли позволить себе немножко больше, чем остальные европейцы.

Однако, в том, что внешняя политика государства Израиль порой принимает весьма жёсткие формы, а идеология сионизма является агрессивной, уже мало у кого остались сомнения. Второй фактор, позволяющий Израилю чувствовать себя до некоторой степени безнаказанным – мощная поддержка США. Впрочем, очевидно, что ни один из этих факторов не имеет никакого отношения к системе международного права.

Инерция вседозволенности не может длиться вечно. В этом смысле Турция взяла на себя роль первого смельчака, который, рискнув оказаться в изоляции, поставил вопрос ребром на самом высоком уровне. Однако, действительно ли Турция может сегодня позволить себе роскошь такого поведения? – вопрос отнюдь не праздный.

Как справедливо отметил тот же Расим Агаев, шаг Эрдогана имел и существенный внутриполитический резонанс и, возможно, даже был просчитан с прицелом именно на него. Конечно, в условиях лобового противостояния политических группировок кемалистов и исламистов, разворачивающегося сегодня в Турции (о чём портал «Евразия» уже неоднократно писал), это сыграло на руку последним. Но вот США – давний и серьёзный партнёр Турции, явно огорчены таким строптивым поведением руководства страны. И если в своё время Вашингтон действительно сделал ставку на исламистов в противовес «потенциальным евразийцам» кемалистам, то не раскаивается ли он в этом сейчас, и не окажется ли в скором времени народ Турции объектом его мести?

Над этим вопросом размышляет известный консервативный писатель Максим Калашников: «Растет напряжение между исламистским правительством - президентом Гюлем и премьером Эрдоганом - и армией в лице начальника Генштаба генерала Башбюга. Последний требует не арестовывать подозреваемых военных, а вызывать их в прокуратуру. Отметим умелую игру исламистов. Позиционируя себя как левых европейского типа - хотя и с мусульманской спецификой - и как сторонников евроинтеграции, они умело создают на Западе образ «Эргенекона» как фанатиков, готовых пойти на новую резню армян, как истребителей курдов, и даже как империалистов, готовых идти на союз с русскими. У исламистов есть сильная поддержка среди бедных низов страны. Им сочувствуют европейские правительства. С другой стороны, на пути исламистов в Турции стоит армия, которая всегда выступала стражем кемалистского проекта».

В том, что у США не дрогнет рука «пустить в расход» своего вчерашнего стратегического партнёра, можно не сомневаться. Вопрос в том, найдёт ли Турция, что противопоставить такому решению?

До сих пор руководству страны удавалось удерживать информационную блокаду в отношении расправы над оппозицией. Возможно, что при поддержке Запада, несмотря на сопротивление армии, дело удалось бы довести до конца по-тихому. Но вот незадача: исламистское правительство отнюдь не так покладисто, как на то могли бы рассчитывать партнёры из атлантистского лагеря. Жёсткая позиция в отношении курдов, решительность и в хорошем смысле слова волюнтаризм, проявленные при проведении антитеррористической операции на территории Ирака – всё это заставило обитателей Белого дома недовольно поморщиться, если не больше. Вдобавок к этому теперешний демарш Эрдогана может и вовсе послужить тому, что турецко-американские отношения дадут серьёзную трещину.

Казалось бы, противникам атлантистской стратегии на ближнем востоке следует радоваться такому повороту дела. Однако, внутренне расколотая Турция рискует стать для рассерженных США лёгкой добычей и из уважаемой и способной многое себе позволить страны превратиться в очередную жертву. А, будучи жертвой американских стратегов, Турция – в этом можно не сомневаться – станет настоящей головной болью для всех своих соседей и для мира в целом.

«Если США поставили себе цель дестабилизировать Турцию, то они будут последовательно сталкивать исламистов и кемалистов лбами, тайно обещая поддержки и тем, и другим», - рассуждает Максим Калашников. – «В какой-то момент такая тактика принесет свой плод, после чего Турция рискует погрузиться в пучину гражданской войны, а Евросоюз – получить новую «пороховую бочку» на своих границах.

Для «вашингтонского обкома» крайне важно, чтобы Турция превратилась в такую же нестабильную и «больную» страну, каковой сейчас является Украина. Если это произойдет, ЕС в какой-то момент может быть полностью отрезан от энергоносителей из России и других постсоветских государств и окажется критически зависим от военно-политических возможностей США».

В том, что у США не дрогнет рука «пустить в расход» своего вчерашнего стратегического партнёра, можно не сомневаться. Вопрос в том, найдёт ли Турция, что противопоставить такому решению? Во всяком случае, опору на связи к Востоку от Стамбула нащупать едва ли удастся: с Россией Турция по-прежнему разобщена, к формирующемуся антиамериканскому арабо-персидско-исламскому интернационалу она также отношения не имеет. Турция стала заложницей виртуального контура евроинтеграции, на который как мотыльки на огонь слетаются большинство стран региона.

Между тем, в процессе нагнетания мирового экономического кризиса, за которым последует кризис политический, этот контур обещает обнаружить свою несамодостаточность во всей «красе». После того, как контур рассыплется, на его месте останутся только метастазы американской стратегии и те, кто с самого начала принципиально отстаивал свою идентичность перед лицом этой стратегии. Те же, чьё положение промежуточно, даже если это такие зубры, как Турция или флагманы Евросоюза, рискуют быть раздавлены жерновами истории.

ЕВРАЗИЯ.org


01 февраля 2009 16:32