среда, 4 февраля 2009 rss feed favorites
Հայերեն | English
Создание сайта: Copyright © 2007 группа «Энерго», г. Коломна

Новости

Эксклюзив

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

Аналитические обзоры

Интервью

Официальная армения

  • Президент Армении
  • Правительство Армении
  • Парламент Армении

Посольство Армении в РФ

Армянская Апостольская церковь

КУРСЫ ВАЛЮТ

По данным ЦБ от 04/02/2009
USD 305.21 arrow up
RUB 8.62 arrow down
EUR 391.92 arrow down

ПОГОДА


 


На решение ПАСЕ повлияли действия армянских властей и нежелание Европы терять союзника

print version      Blog

На решение ПАСЕ повлияли действия армянских властей и нежелание Европы терять союзника
 
 
Эксклюзивное интервью координатора программ Института гражданского общества и регионального развития, эксперта-политолога Шушан Хатламаджян

 - Г-жа Хатламаджян, как Вы прокомментируете решение ПАСЕ не лишать Армению права голоса? Чем это обусловлено?

 – У меня создалось такое впечатление, что атмосфера в преддверии решения нагнеталась, причем говорилось о том, что Армению, скорее всего, лишат права голоса за те мнимые и действительные нарушения, которые были после выборов. Те же содокладчики, которые приезжали в Ереван и имели возможность свободно общаться со всеми заинтересованными сторонами, давали разные оценки, и они менялись в течение несколько недель – это тоже произвело на меня некоторое неоднозначное впечатление.

Причем спустя несколько дней содокладчики выдвинули предложение довольно-таки радикально изменить оценки своего же доклада. Не думаю, что эти изменения могли произойти из-за помилования президентом нескольких лиц. Одним словом, все это оставило впечатление некоторой подверженности мнения содокладчиков каким-то возможно субъективным факторам.

 - А кого вы имеете в виду под заинтересованными сторонами?

 – Конечно, в данном конфликте заинтересованные стороны это не просто власти и та партия, которая выдвигала кандидата, не набравшего достаточного количества голосов на выборах (первый экс-президент Левон Тер-Петросян- «Новости-Армения»), но заявляла о чуть ли не 65%, и которая, по- всем признакам, целенаправленно спровоцировала трагический конфликт 1-2 марта  прошлого года в Ереване. В качестве заинтересованной стороны здесь выступают как общество в целом, так и другие партии и неправительственные организации.

Что же касается политической силы, которая провоцировала силовой конфликт, то она чуть ли не единственный ресурс своего политического успеха искала и находила в продолжении развития этого конфликта как внутри страны, так и на международной арене. Фактически, без событий 1 марта, ее политический ресурс, был бы очень обеднен. Есть многочисленные данные о том, что существует целая разработанная технология создания хаоса и предоставления в дальнейшем международным структурам задокументированных материалов как доказательства произвола властей. Однако это отдельная тема.

 - Возвращаясь к теме решения ПАСЕ, чем, на Ваш взгляд, оно обусловлено?

 – На это решение в нынешнем варианте влияли не только якобы запоздалые шаги наших властей. Каждая власть делает шаги в том ритме, который исходит из того или иного понимания ею логики внутреннего политического развития, и навязывание этой логики извне является не самым оптимальным вариантом для любого государства. С большой долей вероятности еще до голосования можно было сказать, что власти сделают все возможное, чтобы нашу страну не лишили голоса. Они делали это несколько медленно, и логика этого запаздывания для меня лично остается под вопросом.

Также стало понятно, что Европа в нынешней ситуации, когда у нее не слишком хорошо складываются дела на внутриполитическом поле и в экономическом плане, не захотела от себя оттолкнуть одного из членов СЕ. В последнее время создавалось впечатление, что содокладчики находятся под большим влиянием того, что имеет возможность им объяснить оппозиция. И именно то, что оппозиция могла свободно это сделать доказывает то, что политические силы в нашей республики действуют в условиях, достаточно приближенных к политической свободе.

Если власти не захотели бы, чтобы содокладчики получили всевозможную информацию, которая не в их пользу, они бы смогли этому воспрепятствовать. Однако в нашей стране, это сделать довольно сложно. В Армении довольно сложно запретить писать, печататься, создавать веб-сайты, выступать по телевидению, общаться с зарубежными корреспондентами и чиновниками.

Поэтому оппозиция имела достаточно возможностей и рычагов влияния на Европу. Другое дело, что со стороны оппозиции это было сделано довольно недобросовестно, а власти, со своей стороны, на недостаточно профессиональном уровне предоставили факты, свидетельствующие о тех или иных развитиях событий.

 - Как, на Ваш взгляд будут развиваться в дальнейшем события на внутриполитическом поле Армении?

 – Еще до окончательного голосования в армянских СМИ писалось о том, что если Армению не лишат голоса в ПАСЕ, оппозиция перейти к другим акциям. Если оппозиция пойдет по пути деконструктивного развития, если их политический ресурс заключается в этом маневрировании и создании такого неуправляемого хаоса в стране, то я продолжу сильно сомневаться в конструктивности нашей оппозиции.

Если при этом, она будет опять внушать своим сторонникам, что ее цель заключается в скорейшем продвижении нашей страны к светлому будущему, то ясно – это просто борьба за власть. Не хочу никого обвинять, однако складывается такое впечатление. Ведь ставка на хаос – это способ, который используют обычно системные либо маргинальные силы вне страны, а не внутри ее.

Развитие страны и создание эффективного государства не ограничивается конструкциями «оппозиция-власть», «борьба за власть», «выборы». Эти конструкции искусственны, и это весьма деструктивно влияет на успехи государства как в экономической сфере, так и в консолидации общества, причем последнее нам просто необходимо в нашей полувоенной ситуации.

 - Если быть более конкретными, каким Вы видите развитие событий после 1 марта, с учетом того, что на этот день уже объявлен митинг оппозиции?

 – Политические силы в стране на данный момент менее поляризованы чем еще, скажем, полгода назад. Они стараются объединяться вокруг любых конструктивных идей – как например, идеи эффективного государства, национального согласия, но я не могу с уверенностью сказать, как будет поступать радикальная оппозиция, какова логика ее политической борьбы. Насколько я понимаю, это довольно секретная кухня, и наружу вырывается только малая часть этой политики, предназначенная для массового потребления. Поэтому если оппозиционные силы решат раскручивать ситуацию в сторону хаоса и абсурда, что-то позитивное трудно прогнозировать.

Но мне кажется, политический и общественный ресурс этих сил в последнее время довольно-таки сокращается. В свое время он также был искусственно раскручен. Я говорю о партии «Армянское национальное движение», являющейся ядром политической силы, которая на данном этапе пользуется тем, что в зарубежной науке о партиях называется «хватай всех» - catch all. Иными словами, у этого движения нет сильной социальной базы, но их лозунговая активность имеет базу - они апеллируют ко всем тем, кто предполагает, что при резкой смене в каких-то властных структурах, они могут получить преимущества.

Однако преимущества той или иной группы населения в общественном, социальном или экономическом поле зависят не только от смены власти. К примеру, экономические глобальные тенденции могут так трансформировать чьи-то мнимые победы, что от них ничего не останется. А с другой стороны, мы можем наблюдать то, что происходит в соседних странах, в том числе в Грузии и Азербайджане, и вовсе не обязательно самим ввязываться в неудобные для жизни страны общественные трансформации и испытывать их на себе.

Я предполагаю, что оппозиция по весне попытается оживиться и инициировать акции нового свойства. То, что ее жесткие тезисы в плане лишения Армении голоса в СЕ не получили поддержки в европейском форуме, должно несколько поубавить ее боевой дух. Оппозиция в этом, конечно же, признаваться не будет, но если она считала Европу покровителем, то теперь начнется поиск более заинтересованных покровителей в другом месте. Политические силы вообще трудно смиряются с поражением, но когда вопрос стоит о политическом самолюбии, это тяжко отражается на самом обществе.

 - Как Вы считаете, свидетельствует ли последнее решение ПАСЕ о том, что Европа расценивает Армению как некий важный фактор в регионе, или это просто нежелание идти на резкие шаги, которые могут дестабилизировать ситуацию?

 –Я не скажу, что Армения для Европы является каким-то особо преференциальным союзником. Европа старается не терять связи почти со всеми государствами постсоветского пространства. ЕС поддерживает отношения даже с теми странами, которых она считает выпавшими из зоны своего влияния.
Обсуждение этого вопроса, само по себе, уже достаточно ударило по Армении и ее престижу в мире, Европе и регионе.

Представители Евросоюза (ПАСЕ) поняли, что тут дело не в соблюдении прав человека в отдельно взятой стране, а в том, что их пытаются сделать орудием чьих-то тайных и явных политических интересов, которые не отвечают собственно интересам ЕС. Если ЕС намерен играть какую-то политическую роль в мире, он должен не терять своих союзников, а увеличивать их количество и демонстрировать им конструктивизм. Однако новая резолюция ПАСЕ по Армении является свидетельством того, что не только власти Армении, но и все политические силы должны, наконец, приобрести прочные навыки цивилизованной, конструктивной политической борьбы.

Интервью передает "Новости-Армения"

02 февраля 2009 12:52