По данным ЦБ от 08/11/2009 | |
---|---|
USD | 387.51 |
RUB | 13.29 |
EUR | 575.1 |
В Ереване состоялось торжественное открытие Центра искусств «Кафесчян»
Имя сыну Гарика Мартиросяна дал Стивен Сигал
В январе-сентябре текущего года наши крупнейшие 1000 налогоплательщиков дружно уплатили налогов на сумму немногим более 270,5 млрд драмов, что составляет почти 76% (!) всех налоговых доходов государственного бюджета. В итоге получается, что на долю остальных, десятков тысяч компаний и организаций, приходится лишь менее четверти уплаченных в государственную казну налогов! Понятно, что эти диспропорции являются прямым следствием высокой концентрации в экономике страны и монополизации ряда сфер предпринимательской деятельности.
Между тем в развитых странах на долю малого и среднего бизнеса приходится порядка 40 и выше процентов налоговых выплат в бюджет. Кроме этого, в тех же развитых странах практикуется резко выраженная дифференциация подоходного налога, в результате чего в госбюджет поступают дополнительные средства от обеспеченного класса населения. Помимо всего прочего, таким путем государство получает реальную возможность проводить активную и эффективную социальную политику, нивелируя тем самым доходы различных слоев населения. В нашей же стране вопрос налогообложения доходов физических лиц пытаются решить путем организации декларирования этих доходов «ограниченным контингентом» граждан. Но, как можно понять из динамики подоходного налога и сравнения величины последнего с общими доходами населения, это мероприятие пока что носит чисто формальный характер.
Условно принимается, что налог на добавленную стоимость платит потребитель, а вот налог, скажем, с прибыли – уже компания. В условиях глобального кризиса во многих странах, особенно с четко выраженной социальной политикой, стараются смягчить налоговое бремя на потребителей. Такая тактика преследует цель повышения, или же хотя бы сдерживания сокращения платежеспособности населения. При всех прочих равных условиях, чем меньше тратит потребитель на покупку каждой единицы товара или услуги, тем больше у него финансовых возможностей приобретать другие товары или услуги. Для этого некоторые страны идут на беспрецедентные меры. К примеру, в Великобритании даже временно снизили ставку НДС на потребительские товары, а в Германии, при приобретении гражданами новых автомобилей, государство покупателям предоставляет довольно-таки крупные субсидии. Стимулируя спрос на потребительские товары, государство тем самым поддерживает и отечественных производителей, обеспечивая сбыт их продукции.
В Армении, судя по соотношению указанных видов налогов, наблюдается прямо противоположная картина. У нас в общем объеме налогов традиционно доминирует НДС. Так, например, в январе-сентябре текущего года доля НДС составляла 49,0%, а вот налога на прибыль – лишь 17,8%. Причем, ранее это соотношение было более контрастным, просто сказался разнобой с темпами спада указанных видов налогов. Дело в том, что в январе-сентябре текущего года сумма уплаченного НДС, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сократилась на 25,7%. Сумма налога на прибыль также уменьшилась, но не так ощутимо – «всего лишь» на 3,2%.
Как можно предполагать, фатальная картина с доходами госбюджета в определенной степени связана с издержками нашей налоговой политики, которая фактически основывается именно на НДС. Как известно, приток налоговых доходов в январе-сентябре текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, «иссяк» на весомые 78,7 млрд драмов. В этом недоборе свою негативную роль сыграл как раз НДС, по которому сокращение составило почти 54,3 млрд драмов. Сумма налога на прибыль также сократилась, но на порядок меньше, чем по НДС – на 2,1 млрд драмов. Если же рассмотреть ситуацию с налогами в другой плоскости, то корни их катастрофического спада кроются и в явной неравномерности развития бизнеса в стране.
Термин «1000 крупнейших налогоплательщиков» может ввести в заблуждение рядового гражданина, не сведущего в экономике. На самом деле в этом списке фигурируют сотни компаний, оборот которых не выдерживает абсолютно никакого сравнения с истинно крупнейшими фирмами. Если сравнить суммы уплаченных в госбюджет налогов, то соотношение между компаниями, занимающими первые и последние строки в списке, достигает колоссальной величины – более чем в 300 раз! Приведем другие показатели, наглядно иллюстрирующие огромный разрыв в обороте «крупнейших» налогоплательщиков. Первая, «золотая» десятка компаний обеспечила в январе-сентябре текущего года 28% (!) суммы всех налогов, уплаченных 1000 «крупнейшими» налогоплательщиками. Половина же всех налогов, уплаченных «крупнейшими 1000», пришлась на долю всего лишь полусотни фирм!
Как следует понимать, критическое состояние с налоговыми доходами госбюджета является, наряду с другими причинами, и логическим результатом отсутствия в экономике страны мощной прослойки малого и среднего бизнеса, менее подверженной внешним воздействиям. В этой связи можно припомнить злополучную историю с Зангезурским медно-молибденовым комбинатом, который годы подряд безраздельно лидировал в списке крупнейших налогоплательщиков страны. Как известно, изменившаяся под влиянием глобального кризиса конъюнктура мирового рынка молибдена привела к ухудшению финансово-экономических показателей упомянутого комбината. В результате выплачиваемые им налоги за последние годы уменьшились на порядок, составив в январе-сентябре текущего года чисто символическую для гиганта нашей добывающей промышленности величину в 2,1 млрд драмов.
В этом аспекте подкачали и многие другие компании, занимающие верхние строчки списка. Львиная доля «вины» за провал в сборе налогов приходится как раз на эти компании, а не на десятки тысяч малых и средних фирм. И это отнюдь не преувеличение. Так, первые в списке триста крупнейших налогоплательщиков в январе-сентябре текущего года заплатили налогов на 47,4 млрд драмов меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года. А это составляет 60% (!) от приведенного выше общего показателя сокращения налоговых доходов государства за этот период.
В нашей стране много говорится о всемерной государственной поддержке малого и среднего бизнеса. Для этого проводятся различные мероприятия, выделяются немалые суммы, годы назад создана даже специальная организация – Национальный центр содействия малому и среднему бизнесу… Однако приведенные выше факты говорят о том, что реальное состояние указанного «бизнеса» пока что далеко от идеала. Монополизация многих товарных рынков, налоговое бремя, коррупция и бюрократизм объективно препятствуют свободному развитию предпринимательства в Армении. Нелишне отметить, что за последние годы наблюдается вторжение крупного бизнеса в сферу деятельности малого и среднего предпринимательства. В частности, крупнейшие оптовики активно внедряются в розничный сегмент товарного рынка, создавая тем самым серьезную конкуренцию небольшим торговым предприятиям. Этот процесс, объективно связанный с естественной эволюцией потребительского рынка и совершенствованием его инфраструктуры, вместе с этим свидетельствует и о шаткости позиций малого и среднего бизнеса.
NEWS.am.