25.05.10
11:33
Некоторые аспекты отношений Армения-Иран

Сегодня Исламская Республика Иран переживает важный этап развития, характеризующийся укреплением позиций Тегерана в региональной и международной политике.

Развития вокруг ядерной программы Ирана показывают, что международное сообщество пока не имеет возможности пресечь ядерные исследования и развитие технологий Ирана, что рано или поздно может привести к превращению исламской республики в ядерную державу.

Республика Армения, как активный участник региональных процессов, переживает важный этап политического развития: урегулирование армяно-турецких отношений; переговоры по нагорно-карабахскому конфликту; активизация внешнеполитической деятельности; укрепление союзных отношений с Россией; углубление отношений с США, Францией, ЕС, Китаем и с рядом других играющих важную роль в мировой политике и международных отношениях государств и организаций.

Несмотря на происходящие в регионе изменения, отношения с Ираном продолжают занимать для Армении особое место. Сегодня они довольно активизировались, поскольку насчитывающие уже 20-летнюю историю отношения ИРИ-РА за последние несколько лет получили достаточно серьезный экономический заряд, а активизация Ирана в процессе урегулирования Карабахского вопроса, в свою очередь, придает этим отношениям еще большую важность.

Обратимся к некоторым важным аспектам армяно-иранских отношений.

Возможное посредничество Ирана в переговорах по НКР

За последний месяц Иран выступил с заявкой на более активное участие в региональных процессах. Неоднократно озвученная в 2009г. Тегераном готовность содействовать процессу урегулирования нагорно-карабахского конфликта в апреле 2010г. трансформировалась в официальное предложение: Иран готов стать посредником, содействующим армяно-азербайджанским переговорам и урегулированию конфликта. По словам главы МИД Ирана М.Моттаки, Тегеран представил Еревану и Баку предложения по вопросу урегулирования нагорно-карабахского конфликта, которые в реальной плоскости ограничиваются предложением провести трехсторонние переговоры на уровне руководителей МИД Ирана, Армении и Азербайджана.

Выявление причин активизации Ирана крайне важно: это необходимо для того, чтобы понять, к чему в действительности стремится Тегеран в процессе урегулирования армяно-азербайджанского конфликта.

Активизация Ирана имеет несколько причин, из которых основными, по нашему мнению, являются следующие:

  1. Несмотря на то, что отношения Тегеран-Ереван находятся на достаточно высоком уровне, а отношения Тегеран-Баку как минимум нормальные, Тегеран не осведомлен о проводимых в рамках Минской группы ОБСЕ армяно-азербайджанских переговорах. Имеющиеся у Ирана сведения о характере и результатах переговорного процессадостаточно поверхностны, поскольку ни Армения, ни Азербайджан и, тем более, сопредседатели Минской группы ОБСЕ не осведомляют Тегеран о ходе и реальном содержании переговоров. В таких условиях осведомленность Ирана о карабахском урегулировании формируется в основном по публикуемым в армянской и азербайджанской прессе материалам и мнениям, озвучиваемым различными аналитиками и политическими (в том числе, оппозиционными) деятелями. А они в течение последнего года в основном говорят о том, что армяне и азербайджанцы близки к достижению соглашения по конфликту. И здесь неважно, насколько эти оценки близки к истине. Главное, что Тегеран начинает серьезно подходить к возможности ближайшего урегулирования конфликта и беспокоится, что подобное урегулирование может привести к ослаблению его позиций (речь, в первую очередь, идет о размещении международных миротворцев в зоне конфликта) в регионе. Это, в свою очередь, заставляет Иран искать возможности для того, чтобы стать пусть даже не самым активным, но все жеучастником переговорного процесса, пытаясь снизить возможные потери.
  2. Второй важной причиной, подталкивающей Иран к более активной дипломатии, нужно считать активизацию Турции в регионе. Несмотря на то, что отношения Тегеран-Анкара в последнее время достаточно потеплели, Иран в долгосрочной перспективе рассматривает Турцию как своего основного конкурента на Южном Кавказе и в Центральной Азии и наоборот. С этой точки зрения, постоянно озвучиваемые турецкой стороной заявления о том, что Минская группа ОБСЕ исчерпала свои возможности, вызывают подозрения Ирана в том, что Анкара пытается взять на себя новую посредническую миссию в деле урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Очевидно, что Ереван не позволит такого посредничества, однако реализуемая Баку и Анкарой линия по девальвации продуктивности деятельности Минской группы ОБСЕ вынуждает Тегеран пытаться занять свое место в начатом процессе по созданию формата «нового посредничества».

    То, что Баку дал положительный ответ на посредническое предложение Ирана, отнюдь не означает, что Иран пошел на сближение с Азербайджаном. Но это не означает также, что Ереван, учитывая имеющиеся с Тегераном отношения стратегического партнерства, должен дать положительный ответ на иранское предложение. Положительная реакция Баку на предложение Тегерана, по всей вероятности, объясняется не тем, что посредством ИРИ Азербайджан может добиться желаемого для себя варианта урегулирования, а тем, что таким образом Баку желает провалить «посредническую монополию» Минской группы ОБСЕ. Первые же переговоры ИРИ-РА-АР будут ударом по позициям Минской группы ОБСЕ и в дальнейшем дадут Баку основания для попытки втянуть Турцию в процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

    С учетом вышесказанного, мы должны отметить, что предложение Тегерана нельзя считать перспективным для РА.

Проблемы торгово-экономических отношений

После завершения строительства газопровода Армения-Иран армяно-иранские отношения вступили в новый этап, характеризующийся активизацией экономического фактора. Несмотря на то, что Армения импортирует из России природный газ по беспрецедентно низким ценам, а из Ирана газ не импортируется в Армению вовсе, газопровод для РА имеет важное стратегическое значение, поскольку решает ряд жизненно важных вопросов:

  1. Создает альтернативу импорту природного газа по территории Грузии, обеспечивая нашу энергетическую безопасность в случае новой возможной региональной дестабилизации;
  2. Дает возможность Армении, используя импортируемый природный газ, увеличить объемы производимой электроэнергии.

Последнее обстоятельство весьма важно для РА, поскольку оно даст возможность увеличить объемы экспортируемой в Иран электроэнергии и создать потенциал для входа на энергетический рынок Турции (который рано или поздно откроется для Армении). Возможности нового мощного и современного 5-го блока Разданской ТЭС, который ЗАО «АрмРосгазпром» сдаст в эксплуатацию до конца текущего года, еще более укрепят энергетическую безопасность РА, а производимая на новом энергоблоке электроэнергия, по всей вероятности, будет экспортироваться в Иран, увеличивая долю наших национальных энергетических компаний на иранском энергетическом рынке. А рынок этот стабильно растет: несмотря на политику иранских властей по снижению темпов роста энергопотребления в стране, потребление электроэнергии в ИРИ продолжает расти. В 2009г. оно зафиксировало 4.2%-ный рост, и это очень высокий показатель.

Важной составляющей армяно-иранских экономических отношений является также проект строительства новой ГЭС на реке Аракс, который реализуется в ближайшей перспективе.

Однако самой крупной и амбициозной программой сферы торгово-экономического сотрудничества, конечно же, является строительство железнодорожной магистрали Армения-Иран. Реализации этого проекта мешает несколько объективных проблем:

  1. Проблема финансирования. Расходы на строительство железной дороги разнятся, в зависимости от того, в каком регионе ведутся строительные работы. Строительство одного км железной дороги в Китае и России стоит от $1.5 до $12 млн., в Швейцарии – около $30 млн. Для нашего региона базовой может быть принята стоимость одного км строящейся на территории Ирана железной дороги Кезвин-Решт-Астара – $14 млн. за 1 км. По самым скромным расчетам, для создания железнодорожной связи Армения-Иран необходимо построить около 250 км новой железной дороги, и общая стоимость проекта может достичь $4 млрд. Это высокая цена, и найти средства будет нелегко.
  2. Обеспечение объемов грузоперевозок. Объемы грузоперевозок РА-Иран достаточно низки и составляют примерно 600 тыс. тонн в год (общий объем грузоперевозок за 2009г. – 4,571 млн. т). Согласно различным анализам и данным логистических компаний, для обеспечения прибыльности строительства новой железной дороги необходимо, чтобы на каждый строящийся железнодорожный километр приходилось около 30.000 т грузоперевозок. С этой точки зрения, для обеспечения прибыльности строительства железной дороги Армения-Иран необходимо обеспечить для нее 7,5-8 млн. т грузоперевозок, что почти вдвое превышает общегодовые объемы грузоперевозок РА и более чем в 10 раз – объемы грузоперевозок в направлении Армения-Иран.

Второе обстоятельство сыграет основную отрицательную роль в поисках источников финансирования для строительства железной дороги. Однако процесс, тем не менее, можно повести в положительном русле, поскольку железная дорога чисто технически может обеспечить необходимые объемы грузоперевозок благодаря обслуживанию транспортного узла Персидский залив – Черное море, связывая эти два региона общей железнодорожной линией. Однако для этого Армения и Иран в ближайшие годы должны вести активные переговоры с государствами региона, которые могут использовать новую железную дорогу, – Индией, Пакистаном, Грузией, Украиной, Румынией, Россией и Болгарией. Во время визита президента РА Сержа Саркисяна в Китай в мае 2010г. Пекин проявил интерес программой строительства железной дороги, что делает КНР заинтересованной в строительстве железной дороги стороной.

Процесс нахождения инвесторов будет долгим и трудным, однако для его положительного завершения есть достаточно серьезные основания.

Отметим, что в ближайшее время против Ирана могут быть применены новые санкции. В Армении много говорится и пишется о том, что они могут повлиять на отношения РА-ИРИ. Однако основной пакет санкций, предварительный вариант которого вынесен на обсуждение в СБ ООН, не отражается на основных сферах сотрудничества РА-ИРИ – энергетике, торговле и транзитных грузоперевозках. Таким образом, они не окажут какого-либо серьезного воздействия на армяно-иранские отношения.

Севак Саруханян, передает "Нораванк". 

Загрузка...
Загрузка...

 
 


Angelina Jolie

Анджелина Джоли борется с "загадочным заболеванием"


По данным ЦБ от 27/05/2010
381.39
470.6
12.22

Самые желанные модели планеты

HAYINFO.RU on Facebook

Посол Армении в РФ
Консульство Армении в РФ

 

Все права защищены © 2006-2010. При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Hayinfo.ru" обязательна. Информационно-аналитический портал Армении
Изображение 11 из 47