суббота, 31 октября 2009 rss feed favorites
Создание сайта: Copyright © 2007 группа «Энерго», г. Коломна

Новости

Эксклюзив

    В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

    Аналитические обзоры

    Интервью

      Официальная армения

      • Президент Армении
      • Правительство Армении
      • Парламент Армении

      Посольство Армении в РФ

      • Посол Армении в РФ
      • Консульство Армении в РФ
      • Вопросы и ответы

      Армянская Апостольская церковь

      КУРСЫ ВАЛЮТ

      По данным ЦБ от 31/10/2009
      USD 386.37 arrow up
      RUB 13.3 arrow up
      EUR 573.1 arrow up

      ПОГОДА

      Загрузка...

       


      СПЕЦПРОЕКТЫ

      Шоу-биз

      Trick or Treat. История Хэллоуина

      Trick or Treat. История Хэллоуина

      В музыке Пендерецкого есть армянские элементы

      Все новости

      Подписаться на новости



      Открытие армяно-турецкой границы поспособствует признанию Турцией геноцида

      print version      Blog

      Открытие армяно-турецкой границы поспособствует признанию Турцией геноцида
       
      Эксклюзивное интервью председателя общественной организации «Европейская интеграция»  Карена Бекаряна агентству «Новости-Армения».

       - Как Вы оцениваете нынешний этап армяно-турецких отношений, и насколько вероятно, что процесс ратификации протоколов будет затягиваться сторонами?

       -  Однозначно оценивать процесс нормализации отношений между Арменией и Турцией весьма непросто. Сделано довольно-таки много, задействованы большие ресурсы. После подписания протоколов сторонам необходимо ратифицировать их в парламентах своих стран, и если этот процесс будет протекать согласно установленному графику, то мы станем свидетелями достижения существенных результатов.

      В целом, я не склонен использовать слово «затягивание» применительно к ратификации армяно-турецких протоколов, поскольку в этом процессе каждая сторона имеет свою специфическую процедуру. Мне кажется, что процедура ратификации документов не должна затягиваться ни со стороны Турции, ни со стороны Армении. В любом случае та сторона, которая будет их затягивать, будет выглядеть в глазах мировой общественности как сторона, выступающая против этих протоколов, и, естественно, столкнется с определенными проблемами. Помимо этого, в конце концов, надо признать, что без двухстороннего согласия никакой документ не станет реальностью, и затягивание ратификации протоколов, на мой взгляд, может стать лишь техническим моментом этого процесса.

       - Как Вы рассматриваете перспективы ратификации подписанных протоколов в парламентах двух стран, и каковы ожидания от открытия Турцией границы с Арменией?

       - В случае с Арменией процедура более или менее ясна. Все заинтересованные политические и государственные ведомства выскажутся по этим протоколам, потом со стороны президента последует представление их в Конституционном Суде для выяснения соответствия их  Конституции Армении. Лишь в случае положительного ответа эти протоколы будут представлены в парламент страны на рассмотрение. Вся эта процедура для нас ясна, и мы действуем  по регламенту, здесь я не вижу каких-нибудь причин для затягивания этого процесса. 

      В случае с Турцией необходимо выяснить, по крайней мере, техническую часть этого процесса. В этом плане можно выделить несколько вариантов политического решения, а именно: быстрый процесс ратификации; ратификация без каких-либо оговорок, но с максимальным затягиванием; ратификация с оговорками; отказ от ратификации. В любом случае развитие событий пойдет по одному из этих четырех сценариев. Однако, на сегодняшний день, однозначно, невозможно с уверенностью сказать, к какому именно сценарию склоняется Турция.

      Сегодня лишь есть заявление о том, что протоколы будут обсуждаться на уровне соответствующей комиссии, а затем вынесены на обсуждение в рамках пленарного заседания. Однако есть вопросы, остающиеся невыясненными, в частности, процедура голосования на пленарном заседании. Тем не менее, я не исключаю, что, скорее всего, будет сделана попытка проведения тайного голосования, которое имеет двоякое толкование.

      С одной стороны, после тайного голосования произойдет «смешение ответственности», то есть для правящих сил в Турции станет возможным утверждать, что во время голосования проголосовали представители оппозиционных сил, и эта инициатива принадлежит не властям, а парламенту в целом.

      С другой стороны, если результаты голосования будут отрицательными, и ратификация протоколов будет отклонена, это вызовет недовольство сверхдержав (США, ЕС, Россия), которые просто не поймут смысла такого голосования и расценят его как намерение провалить процесс ратификации. В целом, это может спровоцировать давление на Турцию заинтересованных в процессе сверхдержав. Пока сложно однозначно определить, по какому сценарию будет проходить этот процесс.

      Что касается шансов на открытие армяно-турецкой границы, то я бы сказал так: 65%, что откроется и 35%, что не откроется. Но все это, в конце концов, зависит от политического решения турецкого руководства. Если Турция проявит политическую волю, скорее всего, граница откроется, а если нет, то не откроется. Тем не мене, я думаю, что турецкие власти ратифицируют протоколы в соответствии с регламентом и в разумные сроки. Это означает, что возможное открытие границы надо ожидать в течение 3-4 месяцев, и этому есть объяснение. Во-первых, турецкие власти не станут доводить дело ратификации протоколов до предстоящих в Турции в 2010 году президентских выборов. Во-вторых, наличие курдского и кипрского вопросов, которые столь же уязвимы для Турции, как и «Армянский вопрос».

       - Как Вы считаете, будут ли стороны предъявлять взаимные предусловия до возможной ратификации договоров, и насколько это будет мешать прогрессу двухсторонних отношений?

       – Я считаю, что обе стороны реально осознают, что всякое предусловие осложняет процесс ратификации протоколов, поэтому я не думаю, что кто-нибудь из них станет реально использовать политику предусловий и попытается отразить предусловия в этих протоколах, так  как это будет означать нежелание продолжить процесс нормализации. Озвучивание турецким руководством предусловий, на мой взгляд, делается для того, чтобы успокоить свое общество и братский Азербайджан.

      Однако, здесь есть и другая проблема: возможность использования иных инструментов для принятия параллельного решения в обход протоколов. В этой связи армянская сторона может внести  соответствующие поправки в закон «О международном договоре», согласно которым Армения получит право аннулировать или не ратифицировать любой протокол, если  это будет угрожать ее национальной безопасности. В данном случае это можно использовать в отношении Турции, если она и далее будет говорить на языке предусловий.

       - На Ваш взгляд, как отразится нормализация армяно-турецких связей на дальнейшие отношения между Турцией и Азербайджаном, и в связи с этим, как будет разворачиваться политика по решению Карабахской проблемы?

       - Процесс нормализации армяно-турецких связей уже влияет на двухсторонние отношения между Турцией и Азербайджаном отрицательно. Но при всем при этом, я не считаю, что натянутые азербайджано-турецкие отношения невозможно восстановить. Это охлаждение носит временный характер. А усиление роли Турции в Закавказье позволит Азербайджану иметь крупного союзника в вопросе решения карабахской проблемы в своих  интересах.

       - Как отразится открытие армяно-турецкой границы на развитие Армении и Турции?

       – Открытие границы эффективно отразится на развитии двухсторонних отношений. Оно выгодно как Армении, так и Турции. Чтобы в этом убедиться, надо изучить экономическое положение Восточной Турции, и тогда

      - В настоящее время в армянском и турецком обществах бытует мнение, что подписание армяно-турецких протоколов произошло исключительно под давлением сверхдержав, настолько реалистичен такой подход?

       - Естественно, давление сверхдержав имеется, но, только им одним нельзя объяснить процесс нормализации. У каждой из сторон однозначно было и до сих пор есть желание нормализовать отношения. В случае отсутствия такого желания хотя бы у одной из сторон, невозможно было бы сдвинуть дело с мертвой точки. В то же время без прессинга со стороны сверхдержав также трудно представить какой-нибудь существенный прогресс в этом направлении. 

      В этой связи надо отметить сдерживающую роль оппозиции в вопросе нормализации армяно-турецких отношений как в Армении, так и в Турции. В случае с Арменией это носит более острый характер, учитывая мощное влияние армянской диаспоры. Тем не менее, я считаю, что наличие такой сдерживающей силы необходимо для конструирования демократического общества.

       - Как Вы думаете, в результате открытия границ и развития межгосударственных отношений между Арменией и Турцией может ли быть преодолен сформировавшийся в армянском обществе психологический барьер, связанный с Геноцидом 1915 года?

       - Этот барьер реально может быть преодолен лишь в том случае, если Турция признает геноцид армян 1915 года. Однако это станет возможным лишь тогда, когда будет налажен  диалог, а чтобы этого добиться, прежде всего, надо открыть границу, так как в условиях открытой границы намного легче договариваться.

      Но полностью преодолеть этот барьер можно только после признания Турцией факта геноцида. Всякая пострадавшая сторона всегда ждет, чтобы у нее попросили прощение, в противном случае дело не увенчается успехом. Поэтому открытие армяно-турецкой границы, как естественный процесс и предпосылка налаживания отношений поспособствует признанию Турцией геноцида армян 1915 года. Мы должны добиться того, чтобы турецкое общество узнало о геноциде и признало его. Армения должна снять это бремя со своих плеч и с плеч Турции путем диалога.

      29 октября 2009 14:49