По данным ЦБ от 01/02/2009 | |
---|---|
USD | 305.21 |
RUB | 8.62 |
EUR | 391.92 |
Директор института Кавказа, политолог Александр Искандарян |
– Я задолго до этого решения говорил в своих интервью, что считаю чрезвычайно маловероятным приостановление права голоса Армении. Соответственно, я не считаю, что произошло нечто экстраординарное. Лишения голоса в Совете Европы, если я не ошибаюсь, происходило три раза за его историю – когда Турция вторглась в Кипр (в 1974 году ), когда в Греции был военный переворот (в 1967 году ) и когда Россия вошла в Чечню в 1992 году. Понятно, что эти события совершенно несоразмерны с тем, что произошло в Армении, и я говорю это при всем уважении к чувствам людей и понимании того, что здесь произошло. Поэтому ожидать приостановления права голоса, мне кажется, не следовало. Вот если бы это произошло – это было бы неким форс-мажором. Произошло то, что должно было произойти.
- Есть что-то еще, чем обуславливается данное решение, помимо несоразмерности прецедентов?
– Главное, все-таки, несоразмерность. Прежде всего, важно то, что решения о лишении голоса принимаются очень редко. Кроме того, в Совет Европы входят в том числе и страны, в которых иногда происходят события такого порядка, и если Армению лишать голоса, то и эти страны нужно пять раз лишить голоса. В Армении очень часто приводится пример того, что «тогда Азербайджан тоже надо лишить права голоса». Я не очень склонен приводить этот пример – не «тогда» надо Азербайджан лишить, а Азербайджан тоже не надо лишать. Совет Европы существует не для того, чтобы действовать таким образом. Это - главное. Вообще, во всей этой истории важно не то, что произошло или должно было произойти в Европе, а важна реакция в Армении.
- И как, на Ваш взгляд, после этого будет развиваться ситуация на внутриполитическом поле Армении?
– Примерно так же. Власти будут продолжать, с одной стороны, пытаться соответствовать ожиданиям извне, т.е. очевидно, что по линии обещаний, данных Совету Европы по изменению законодательства, будет определенный прогресс, будут дальше работать суды. А с другой стороны, власти будут пытаться гнуть свою линию и абсолютно не сдавать своих позиций. Посмотрим, что будет 1 марта...
- Как среагирует оппозиция вообще, и в частности, может ли эта реакция стать сигналом к резким заявлениям и действиям?
– Заявления по этому поводу уже были, это говорилось заранее, потому что люди в реальном режиме понимали, что должно было произойти. Сейчас не сделать заявления, конечно же, невозможно – что-нибудь будет звучать из разных уст. Все это будет происходить в обычном режиме: «предали, не следят за тем, чтобы была свобода» и т.д. Политическая борьба в том или ином виде будет продолжаться, посмотрим, какой размер это все примет 1 марта, то есть насколько удастся разбудить митинговую активность.
- Возможно ли, что оппозиция примет решение отойти или отвернуться от Запада?
– Я вообще не понимаю, что значит «отвернуться от Европы». Политическая борьба в Армении имеет внутриармянский политический характер, и слова «прозападный» и «антизападный» тоже имеют внутриармянский характер, и к реальному Западу имеют очень мало отношения, иногда никакого. Когда в Армении говорят о Европе, имеют в виду не реальную Европу, а некий образ Европы, существующий в голове, или какие-то интересы. Это все к настоящей ориентации на европейские ценности может почти никакого отношения не иметь. Люди очень часто не представляют и не хотят себе представлять реальную Европу.
- А как в целом Вы оцениваете внутриполитическую ситуацию в Армении на данном этапе, и можно ли ее охарактеризовать как «затишье перед бурей», что не раз уже говорилось?
– Я такого никогда не говорил, а те, кто так говорит, руководствуются, на мой взгляд, политической, а не аналитической мотивацией, то есть им кажется, что правильно было бы так сказать. Исходя из аналитической мотивации и исследуя ситуацию, можно сказать, что во внутриполитической обстановке признаков бури я не вижу.
Буря теоретически может начаться в связи с развитием мирового экономического кризиса, но поскольку я не экономист, мне трудно судить о том, каким образом это все развернется, потому что это зависит от таких параметров в самом центре кризиса, в США, в которых я мало что понимаю. В связи с резким падением социального уровня жизни, с прекращением трансфертов от гастарбайтеров, с приездом в страну, по некоторым оценкам, более 60-70 тысяч людей из-за рубежа, могут наступить события, которые могут привести к резкому нагреванию политической обстановки. Но это я не могу предугадать, поскольку не знаю, произойдет это или нет.
А вот на внутриполитическом поле страны я никакой возможности бури не вижу. 1 марта, конечно, будет митинг, и, очевидно, не маленький, по нашим нынешним меркам.. Посмотрим, как пройдет сам митинг, и как власть будет реагировать. Однако мне кажется, что в нынешней ситуации власть, по идее, не должна среагировать чересчур жестко. И оппозиции вытянуть власть на жесткую реакцию будет сложно.
- А Вы считаете, что такая цель будет преследоваться оппозицией?
– Я не считаю, что такая цель будет преследоваться, я считаю, что в политике могут преследоваться такого рода цели, это же политика, почему бы нет. Реакция властей предполагает обратную реакцию оппозиции – это нормально. Но мне кажется, что такого не должно произойти. Как дальше будут продолжаться митинги, будут ли они достаточно большими, насколько руководство оппозиции захочет это продолжать – эти вопросы есть, но мне не кажется, что там есть перспектива резкого раскручивания такой митинговой активности, какой она была год назад.
- Возвращаясь к теме ПАСЕ, означает ли принятое на зимней сессии решение, что Армения играет для Европы роль некоего важного фактора?
– Армения играет для Совета Европы роль одного из его членов. Обладает ли она более важной ролью, чем другие члены?.. Армения не самая большая в мире страна, и наверное, есть другие страны, которые играют для Европы большую роль. Однако, какой-то важностью Армения, конечно, обладает, поскольку когда страну принимают в Совет Европы, она становится частью некоторого внутреннего дискурса. В Совет Европы входит 47 стран, и Армения, хоть и не самая важная из них, однако в то же время не является страной, которая всем безразлична. Причем, если проследить те три случая, когда страны лишали права голоса в ПАСЕ, они ведь не были маловажными государствами, просто в них происходили экстраординарные события.