За последние несколько дней топовой темой в мировой прессе стало армяно-турецкое примирение. Конечно, если смотреть на вещи с глобальной точки зрения, то отношения между Арменией Турцией находятся в центре внимания мировых СМИ еще с сентября прошлого года, когда по инициативе президента Армении Сержа Саргсяна, турецкий президент Абдулла Гюль посетил Ереван.
Тогда прямо о примирении не говорилось. После совместного просмотра футбольного матча между сборными Армении и Турции договорились лишь предприниматели обеих стран, а именно, решили наладить поставки электроэнергии из Армении в Турцию. Пока этот проект не осуществлен, зато визит Гюля дал вполне четкие дипломатические последствия. За этот период, а как выяснилось потом и до этого, имели место многочисленные встречи армянских и турецких дипломатов в Берне. После визита Гюля в Ереван эта информация всплыла, но подробности встреч так и остались тайной.
Но, как говорится, все тайное рано или поздно становится явным, и 23 апреля 2009 года министерства иностранных дел Армении, Турции и Швейцарии распространили совметсное заявление, которое гласит:
«Армения и Турция, при посредничестве Швейцарии, провели интенсивную работу с целью нормализации двусторонних отношений и развития их в духе добрососедства и взаимного уважения, тем самым укрепляя мир, стабильность и безопасность во всем регионе.
В этом процессе обе стороны достигли ощутимого прогресса и взаимопонимания. Они достигли согласия в том, чтобы наладить отношения удовлетворяющим обе стороны образом. В этом контексте установлена «дорожная карта».
Эти согласованные принципы создают позитивную перспективу для продолжения переговорного процесса».
Помимо того, что большая часть населения Армении, армян – представителей диаспоры и даже дипломатов были потрясены этой новостью, тем более, что она появляется в канун Дня памяти жертв Геноцида армян, естественно, всех заинтересовало, что это за такая «дорожная карта».
На помощь обескураженной общественности пришел исполняющий обязанности пресс-секретаря МИД Армении Тигран Балаян, который заявил, что словосочетание «дорожная карта» употребляется в дипломатическом словаре и означает программу предпринимаемых шагов. Он также отметил, что подробности программы не подлежат огласке. Но не тут то было, уже с раннего утра 24 апреля турецкая пресса предоставила возможность ознакомиться с ее содержанием. И так, согласно информации газеты Sabah, в соответствии с программой подписаной Арменией и Турцией:
1. Армения обязуется признать Карское соглашение, подписанное между Турцией и уже бывшим СССР в 1921 году;
2. должна быть создана комиссия историков, которая будет расследовать утверждаемый армянами факт Геноцида, к комиссии могут присоединиться также третьи страны;
3. откроются границы между двумя странами и будут подписаны соответствующие соглашения о начале торговли;
4. после того, как послы Армении и Турции в Грузии будут аккредитованы в Анкаре и Ереване, начнется установление дипломатических связей;
5. вопросы в «дорожной карте», требующие утверждения законодательного органа, должны пройти обсуждение в парламенте.
Согласно сообщению газеты, карабахский вопрос в документе не отражен, однако процесс сближения будет проходить параллельно урегулированию конфликта.
В этом документе, несмотря на его неофициальность, есть как минимум два, самых опасных для Армении пункта, точнее второй, вытекает из первого – Карский договор
Это договор подписан 13 октября 1921 года по окончании Карсской конференции между кемалистской Турцией, с одной стороны, и советскими республиками Закавказья с другой. Его некоторые называют договор о дружбе между Армянской, Азербайджанской и Грузинской ССР и Турцией. Документ подписан во исполнение Московского договора, подписанного между РСФСО и Турцией. Статья 2 договора была особенно важна для Турции, поскольку согласно этой статье стороны не признавали никакой договор или международный акт, который мог быть навязан посредством силы. Это означало, что Советская Армения не признавала Севрский мирный договор 1920. Статья 4 определяла границу между Турцией и республиками Закавказья. Согласно статье 5, правительства Турции, Азербайджана и Армении соглашались, что Нахичеванская область образуют автономную республику под покровительством Азербайджана. Карсский договор в основном повторял положения Московского договора 1921, который ущемлял жизненные интересы Армении.
Однако, Армянская революционная федерация «Дашнакутюн» открыто заявляет, что фактически существующая сегодня граница между Арменией и Турцией не имеет правовых основ, так как Карский договор, определивший данную границу, не имеет юридической силы. Глава офиса «Ай дат» и по политическим вопросам АРФД Киро Маноян заявил, что исходя из этого Армения и Турция должны урегулировать вопрос границ и правовой основой границы должен стать Севрский договор. Маноян пояснил, что необходимость в уточнении армяно-турецкой границы возникла с обретением Арменией независимости. «До этого Армения, находясь в составе СССР, не могла настаивать на этом. После того как независимая Армения стала правопреемницей Первой республики, Севрский договор непосредственно вступил в силу и является единственным документом, по которому может уточняться граница», - заметил он.
Севрский договор – подписан 10 августа 1920 года во Франции странами Антанты и присоединившимися к ним государствами (Великобританией, Францией, Италией, Японией, Бельгией, Грецией, Польшей, Португалией, Румынией, Королевством сербов, хорватов и словенцев, Хиджазом, Чехословакией и дашнаксцаканской Арменией), с одной стороны, и султанской Турцией — с другой.
Он предполагал, что Турция признает Армению как свободное и независимое государство. Далее, Турция и Армения соглашались подчиниться президенту США Вудро Вильсону по арбитражу границ в пределах вилайетов Ван, Битлис, Эрзрум и Трапезунд и принять его условия относительно доступа Армении к Чёрному морю (через Батум).
Армения, Грузия и Азербайджан должны были установить свои взаимные границы путём прямых переговоров между этими государствами, а при невозможности достичь согласия - путём посредничества союзных держав.
То есть, после объединения Армении с СССР дашнакцаканы потеряли все то, чего достигли и на смену Севрскому договору пришли Московский и Карский.
За все это время Турция неоднократно выступала с обвинениями в адрес Армении, так как та, после обретения независимости не ратифицировала Карское соглашение. Следовательно, помимо требования признать Геноцид армян, армянское государство может потребовать компенсацию и иметь территориальные претензии. «Дашнакцутюн» же, в отличие от высшего руководства Армении никогда не отрекалась от своих претензий, заявляя, что Армения имеет право вернуть себе земли, оставшиеся под юрисдикцией Турции. Кстати, в том, что Армения не признает Карский договор, есть заслуга и первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, который будучи у истоков независимости Армении, и возглавлявший ее до 1997 года не подписал этого документа, как например, Грузия, от имени которой договор признал Эдуард Шеварднадзе.
И так, будучи в коалиции власти, дашнакцаканы, по их же определению, чувствуют себя обманутыми, поскольку после многолетней борьбы за признание Геноцида армян, вдруг они становятся соучастниками проигрышной для Армении политики. Более того, они заявляют, что даже не были извещены о готовящемся совместном заявлении МИД Армении, Турции и Швейцарии.
Однако, в данном заявлении дашнакцаканов можно усомниться. По крайне мере они предполагали подобное. Так, депутат от партии «Процветающая Армения», кстати тоже входящей в коалицию власти, Наира Зограбян сообщила, что дней 10 назад, на рассмотрение коалиции был представлен вопрос армяно-турецкого сближения. Трудно представить, что на этом обсуждении, хотя бы кто-то из АРФД не присутствовал.
Не до конца правдивое заявление «Дашнакцутюн» подтверждает и то факт, что до распространения вышеуказанного совместного заявления, а именно 21 апреля, депутат от АРФД Рузан Аракелян выступая на пресс-конференции, уже намекнула на то, что Армения готовится к каким-то уступкам ради открытия границ с Турцией. «Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн» непременно уйдет из коалиции власти, если руководство страны согласится на условия Турции в обмен на открытие армяно-турецкой границы», - отметила она, поясняя, что под уступками понимается как нагорно-карабахская проблема, так и вопрос признания Геноцида.
Уже 25 апреля, в частности после того, как президент США Барак Обама обращаясь к армянскому народу, все-таки не назвал события 1915 года в Турции «геноцидом», предпочтя ограничиться армянским аналогом Мец Егерн (Великая Резня) появились слухи о том, что партия решила выйти из коалиции.
На следующий день, 26 апреля, состоялось заседание Верховного органа АРФД, где и было принято окончательное решение «попрощаться» с коллегами по правящей коалиции. Данное решение заставляет серьезно задуматься над правдивостью обнародованного благодаря турецким СМИ содержания «дорожной карты».
«Дашнакцутюн», несмотря на продемонстрированную в последние годы псевдо принципиальность, тем не менее, не может позволить себе подписание Карского договора. Поняв, что дело движется именно по начерченному в карте направлению, АРФД просто решила сбежать, спасти себе шкуру, дабы не быть впоследствии ответственными за позорное для них самих, да и для самой Армении соглашение. Подписание Карского договора рукой «Дашнакцутюн», означало бы ее неминуемую гибель.
Шкурный интерес – это главная ценность, за которую борются дашнакцаканы тут, в Армении. Именно эта цель и эти интересы заставляли периодически, и довольно часто, перед и после каждых выборов перевоплощаться в оппозиционеров, с целью продать себя подороже в дальнейшем.
Сегодняшняя ситуация не исключение. АРФД пошла на очередное перевоплощение. Этим трюком они в первую очередь решают задачу привлечения большего количества голосов на выборах в Совет старейшин Еревана, назначенных на 31 мая. Ведь до этого, единственной оппозиционной силой, участвующей в выборах был Армянский национальный конгресс, возглавляемый первым президентом Армении Левоном Тер-Петросяном. Если АРФД пойдет на выборы как оппозиция, то у нее есть все шансы мобилизовать голоса тех, кто, ненавидя АНК был на стороне власти, а также тех, кто поддерживал оппозицию, лишь бы не власть.
Кроме всего прочего, АРФД понадобилось 10 лет, чтобы понять, что в оппозиции она имела больший вес. Тогда она была в центре внимания. Она посадила на трон Роберта Кочаряна, который пообещал некоторое время ее не трогать.
Но ни один здравомыслящий человек, или лицо, кому не чужда логика не мог себе представить, как эта националистская партия, партия, которая «свергла» первого президента, за то, что он предлагал решить Карабахский вопрос точно также, или почти также как сейчас решает нынешняя власть, но с опозданием в 10 лет и при отсутствии хоть какого-то прогресса, могла так долго быть у власти. А где же наша принципиальность? Или министерские портфели и «жалование» затмили своим блеском принципиальность националистов?
В Армении на любой вопрос о политике, коррупции, монополиях, социальных проблемах, вплоть до глобального потепления принято отвечать «эти основы заложил Тер-Петросян». Но можно ли это оправдание применять особенно к АРФД, которая считается долгожителем армянской политики, которой уже исполнилось 119 лет. Тогда Тер-Петросяна и в помине не было… То есть идет полная деградация политической элиты, которую оправдывают годами правления первого президента.
Тихо молча, иногда в сопровождении с несмелыми выкриками «Дашнакцутюн» плавно деградировала, будучи тесно сплетенной с бюрократическим аппаратом и ментальностью коллег по коалиции власти. И лишь случайное стечение обстоятельств заставило дашнаков очнутся. Хотя, учитывая их пройденный путь, трудно поверить, что они очнулись самостоятельно, может кто-то их просто одернул.«Взгляни дашнак, что ты наделал…». Да, действительно, что вы наделали? И самый главный вопрос, что вы собираетесь сделать?
Приблизительную программу дальнейших действий представил сегодня представитель Верховного органа АРФД Армен Рустамян. «Мы пойдем в оппозицию, но будем действовать цивилизованно», - а это в их понимании первым делом означает не примыкать к Армянскому национальному конгрессу. «У нас не совпадают интересы», - отметил он. Ладно, этот вопрос вроде бы понятен, при Левоне партия была запрещена, в общем, тут говорит старая обида. Но тогда, будучи обиженными на первого президента, какие вы, дашнакцаканы испытываете чувства по отношению к нынешнему президенту? Он вас, кинул, по вашим же словам, не сказал, что подписал с турками документ, вы на него обиделись, решили уйти, да еще аргументировали тем, что армяно-турецкие отношения вошли уже в ту стадию, которую вы сами называете опасной. Вы сами говорите, что под угрозой вопрос «Ай дата», вы сами говорите, что не приемлите позицию президента по НКР. Но вы дальше говорите ? Что будете бороться с позиции оппонентов? Что вы в этой роли более эффективнее будете вести борьбу? И как же партия, имеющая вековую историю представляет это? А тем более, если речь идет о АРФД, которая столько лет сотрудничая с властями, не сумела предотвратить этот бардак.
Даже Тигран Карапетыч (глава Народной партии) и тот, будь он на месте дашнаков, видя, что дела так плохи, как сегодня заявляют они, первым же делом, после объявления об уходе из коалиции потребовал бы отставки президента. Ан нет, это сделал бы Карапетыч, но не «Дашнакцутюн», потому что она в первую очередь думает о своих шкурных интересах. Они ведь видели, что значит быть оппозицией в нынешнее время, они видели как власть «расправляется» с оппозицией, они понимают, что по сравнению с ними Тер-Петросян, заточивший нескольких функционеров из АРФД в подвалы КГБ, просто наивный дурачок.
Зачем им такие неприятности? Главное теперь – это набрать побольше голосов на выборах в Совет старейшин, чтобы потом подороже себя продать, вновь и опять тем же властям. А если вопрос с Карабахом или Турцией опять покажется таким же опасным и не будет совместим с практически уже вымирающими «принципами» «Дашнакцутюн», то дашнаки, в моменты ностальгии по яркому, национал-социалистическому прошлому, вновь уйдут в оппозицию. Чтобы потом, всегда можно было сделать большие глаза типа «Я? А что я? Я ничего? Меня обманули, кинули»....