суббота, 18 апреля 2009 rss feed favorites
Հայերեն | English
Создание сайта: Copyright © 2007 группа «Энерго», г. Коломна

Новости

Эксклюзив

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

Аналитические обзоры

Интервью

Официальная армения

  • Президент Армении
  • Правительство Армении
  • Парламент Армении

Посольство Армении в РФ

Армянская Апостольская церковь

КУРСЫ ВАЛЮТ

По данным ЦБ от 18/04/2009
USD 375.92 arrow up
RUB 11.24 arrow down
EUR 495.09 arrow down

ПОГОДА


 


СПЕЦПРОЕКТЫ

Граница дозволенного..................

print version      Blog

 Ответ на все эти вопросы стоит поискать в причинах закрытия границы. Сегодня почему-то старательно умалчивается тот факт, что в 1993 году Турция закрыла границу с Арменией в результате военных успехов Армии Обороны НКР. Тогда Анкара видимо посчитала, что этот акт войны (а закрытие границы и блокада именно так квалифицируются международным правом), заставит Армению «надавить» на НКР,
 
Проблема границы между Турцией и Арменией сегодня занимает ведущее место в армянских, турецких и азербайджанских СМИ. Откроют – не откроют? Если откроют, то когда и на каких условиях? Если не откроют, то почему?

Ответ на все эти вопросы стоит поискать в причинах закрытия границы. Сегодня почему-то старательно умалчивается тот факт, что в 1993 году Турция закрыла границу с Арменией в результате военных успехов Армии Обороны НКР. Тогда Анкара видимо посчитала, что этот акт войны (а закрытие границы и блокада именно так квалифицируются международным правом), заставит Армению «надавить» на НКР, что приведет к оккупации Арцаха со стороны Азербайджана и... повторному открытию границы. Не исключено, что к такому «оригинальному» способу давления на НКР Турцию подтолкнули пресловутые четыре резолюции Совбеза ООН, в которых Армения упоминается как страна, обладающая возможностью влияния на НКР.

Действия Анкары начала девяностых прошлого века можно было понять. Некогда порожденный Турцией Азербайджан населен близкородственными туркам племенами, и в Анкаре резонно надеялись, что укрепление этой закавказской республики создаст для нее возможность политической и идеологической экспансии на Кавказ, Поволжье и Центральную Азию. Распад Советского Союза вселил в турок надежды на реанимацию агрессивных военно-политических планов, порожденных гибелью Российской империи в 1917 году.

Времена, однако, изменились, и Анкара оказалась в собственноручно устроенной идеологической западне. Турция так долго и изощренно пропагандировала идеологию «один народ – два государства», что ее население свято уверовало в это. И сегодня, оказавшись под сильнейшим прессом давления США и собственных интересов, Анкара вдруг осознала, что лишилась возможности самостоятельного принятия решений. По крайней мере, по вопросу открытия границы с Арменией. Ибо Азербайджан умело воспользовался сложившейся ситуацией и теперь открыто вмешивается во внутреннюю жизнь Турции.

Интересы и рычаги давления

Возглавляемой тандемом Гюль-Эрдоган правящей турецкой партии справедливости и развития (ПРС) сегодня не позавидуешь. Одержав более чем сомнительную победу на недавних муниципальных выборах, она в то же время в значительной мере утеряла ранее завоеванные позиции. Следует также учесть, что Анкара явственно теряет влияние и в курдонаселенных регионах Турции. Как следствие, ПРС оказалась под давлением крупнейших оппозиционных партий государства: Народно-республиканской партии (НРП) и Партии националистического движения (ПНД). В сумме две эти партии получили голосов избирателей больше, чем ПРС. При этом оппозиция весьма активно разыгрывает «азербайджанскую» карту.

Эксплуатация темы Азербайджана в Турции весьма эффективна, и причина этого кроется в политике руководства страны. Анкара столь активно и много писала об «азербайджанских братьях», муссировала тему «оккупированного» армянами «исконно тюркского Карабаха», проводила парламентские слушания по проблеме Азербайджана, распространяла (вплоть до школ) лживые фильмы о событиях 1915 года, что сегодня оказалась в патовой ситуации. Сложившейся ситуацией не преминул воспользоваться Азербайджан, проводящий в Турции целенаправленную политику давления на Анкару и организующий кампании по недопущению открытия границы с Арменией. Более того, отдельные заявления государственных деятелей Азербайджана трудно квалифицировать иначе, как неприкрытую угрозу в адрес правящей в Турции партии и ее лидеров.

Подобные заявления звучат не только из уст партийных деятелей, но и, к примеру, министра и замминистра иностранных дел, председателя Милли меджлиса Азербайджана... Молчит лишь И. Алиев, однако давно уже известно, ни один государственный деятель Азербайджана не уполномочен на политические заявления без ведома и одобрения президента этой республики. Интересно, что эти угрозы назвать пустыми трудно: Азербайджан в самом деле способен дестабилизировать внутриполитическую обстановку в Турции. И, как уже было сказано, такую возможность для Баку создала политика правящей в Турции партии.

Долгие годы антиармянской политики и риторики привели к тому, что большинство населения в нынешней Турции активно против открытия границы с Арменией. В свою очередь, Азербайджан опасается, что открытие армяно-турецкой границы сведет на нет планы Баку по экономической изоляции Армении. Баку никогда не скрывал своих планов по удушению армянской экономики и предполагаемое открытие границы воспринимает как предательство со стороны Турции.

В свою очередь, в сложившуюся ситуацию активно вмешивается Запад и, в первую очередь, США. У американцев есть несколько рычагов давления на Анкару, главными из которых являются проблема признания Геноцида армян со стороны США, проблема курдов – многомиллионного этнического меньшинства Турции – и вопрос вступления Турции в Европейский Союз. Первые две эти проблемы воспринимаются Анкарой в качестве угрозы для территориальной целостности государства, в то время, как положительное решение о вступлении Турции в ЕС таит в себе серьезные возможности расширения экономического и политического развития. Безусловно, в процессе переговоров с Турцией Б. Обама активно педалирует этими рычагами. В том числе и для принуждения Анкары к открытию границы с Арменией.

Существует мнение, что стремление Вашингтона и Европы к открытию армяно-турецкой границы продиктовано заботой об испытывающей экономические трудности Армении. Однако вряд ли широко рекламируемый альтруизм Запада простирается столь далеко. Как представляется, интересы Запада в этом вопросе носят исключительно прагматичный характер и продиктованы желанием сохранить мир в нашем регионе. В западных столицах прекрасно понимают, возобновление военных действий в Южном Кавказе неминуемо скажется на поставках энергоресурсов из бассейна Каспийского моря. При этом считается, что открытие границы с Турцией позволит Армении укрепить свою экономику, что заставит Азербайджан отказаться (или отложить) от планов по военному решению карабахской проблемы. Именно этим, главным образом, и обусловлено ныне наблюдаемое давление Запада на Анкару.

Ответы на вызовы

Нельзя сказать, что Турция не предпринимает необходимых ответных мер по нейтрализации внешних и внутренних вызовов. Более того, противостояние вынуждает Анкару переходить к наступательным мерам, способным укрепить влияние Турции во всем обширном регионе Ближнего Востока и Кавказа. В конце 2007 года Турция провела широкомасштабную военную операцию против курдских боевиков на севере Ирака и курдских же повстанцев на юго-востоке самой Турции. Этот шаг исламистской РСП был призван решить одновременно две проблемы: нейтрализовать угрозу сепаратизма в стране и ублажить достаточно решительно настроенный армейский генералитет – приверженцев светской Турции.

Кроме того, практически сразу после пятидневной войны на Кавказе, Турция выступила с проектом создания Кавказской платформы стабильности и сотрудничества. И хотя Турецкая платформа вызвала волну критики (в основном, из-за нежелания Анкары видеть в этом образовании авторитетный на Кавказе Иран), тем не менее, она явственно продемонстрировала стремление Турции к политическому доминированию на Кавказе.

Вслед за этим последовала скандальная выходка Эрдогана в Давосе, преследовавшая цель заручиться поддержкой верующих мусульман Турции в борьбе с исповедующий светский образ жизни внутренней оппозицией. Трудно сказать, насколько был ожидаем эффект от выходки Эрдогана, однако факт остается фактом: эпатаж Эрдогана принес ему дивиденды не только (и не столько) на внутреннем фронте, но и в среде исламских стран. Это позволило Турции предложить себя в качестве серьезного посредника на переговорах между Израилем и Сирией, а также, потенциально, между США и Ираном.

Необходимо отметить, что весь прошедший год, а также первые месяцы года нынешнего, ознаменовались в Турции невиданным в этом государстве масштабным притеснением армии – наиболее авторитетным и уважаемым государственным институтом. Правящая партия занималась «порционной» нейтрализацией представителей армейского генералитета, ограничиваясь, правда (пока?), отставниками. Вместе с генералами в застенки бросаются и другие известные деятели: юристы, врачи, журналисты... Борьба с организацией «Эргенекон» превратилась в нерасторжимую составляющую турецкой внутренней политики. В то же время эта борьба способна обернуться в могильщика правящей партии и ее лидеров. Авторитет и возможности турецкой армии внутри страны велики, и это понимание заставляет Гюля с Эрдоганом не давать ей передышки.

В этих условиях перманентной борьбы на внутреннем фронте Турции приходится решать еще и проблему границы с Арменией. Границы, против открытия которой большинство населения не только в Турции, но и в Армении. Границы, открытие которой способно сильно повлиять на отношения Турции с Азербайджаном, государства, для влияния на который у Анкары явно не хватает политических рычагов. Незаконнорожденный ребенок вырос из пеленок и, как это нередко бывает у прижитых в блуде детей, выказывает нрав преступающего все границы дурно воспитанного эгоиста.

Левон  Мелик-Шахназарян
Voskanapat.info

 


16 апреля 2009 15:40