По данным ЦБ от 28/05/2009 | |
---|---|
USD | 371.7 |
RUB | 11.81 |
EUR | 516.07 |
После нескольких лет фантастического роста объемы продаж автомашин в стране резко упали. Оно и понятно: в кризисные времена многим не до дорогостоящих покупок. Крупнейшие автодилеры Армении - компании "Муран", "Каркомавто", "Фора", "Армения Лада". И если последняя из них, существует, можно сказать, номинально, то остальные активно продвигают в Армении такие известные автомобильные бренды, как "Nissan", "Renault", "Peugeot", "Ford" и др. О состоянии и тенденциях авторынка Армении корр."ДЭ" беседует с финансовым директором компании "Муран" Мхитаром Микаеляном.
- Еще в 2006 году на компании "Армения Лада" и "Каркомавто" приходился импорт в Армению почти 4,5 тыс.российских автомобилей. Сейчас же "Армения Лада" вообще перестала поставлять автомобили ВАЗ. Что явилось причиной отказа от этих поставок?
- К концу 2007 года мы определились, что продажа российской продукции, в особенности ВАЗа, уже не будет такой привлекательной и объемной, как раньше. В то же самое время российским партнером было поставлено перед нами условие: обеспечить продажу большого количества автомобилей этого завода, что было, на наш взгляд, нереально.
- То есть Вы перестали представлять ВАЗовскую продукцию в Армении, а взамен...
- Взамен мы получили возможность инвестировать наш капитал в другие бренды - более перспективные, такие как "Nissan", "Renault", "Ford". У нас появились свободные средства, которые мы распределили между другими нашими компаниями, сделав упор на "Nissan", что позволило в 3-4 раза увеличить поставки автомобилей этой марки.
- Почему вы решили сделать ставку на японского производителя?
- Во многом из-за того, что тогда курс евро по отношению к доллару неуклонно рос. Именно этим и объясняется предпочтение "Nissan"-у по отношению к европейским автопроизводителям, с которыми мы рассчитываемся в евро.
- Какие марки автомобилей пользуются наибольшим спросом сегодня?
- Я попробую представить независимую точку зрения по этому вопросу несмотря на то, что наши компании владеют серьезной частью рынка. В последние два года в Армении лидерами стали японские марки - "Nissan" и "Toyota". Произошло это, во-первых, потому, что соотношение цена-качество было разумным, во-вторых - банки предпочитали выдавать автокредиты именно по этим брендам. Что, в свою очередь, вызвано тем, что высокое качество этих автомобилей - гарантия меньшей потери в цене с течением времени. И, кстати, в числе самых крупных налогоплательщиков среди автодилеров Армении идут именно "Муран" и "Тойота-Ереван". В прошлом году "Nissan" принадлежало около 15-16% рынка продаж новых автомобилей, а "Toyota" - чуть побольше, 20-22%. Очень много последних закупили госструктуры. Только Дорожной полиции было поставлено несколько сотен автомобилей.
- Вы учавствуете в тендерах на поставки автомобилей?
- Участвуем. Иногда выигрываем, иногда - нет. Например, Минобороны приобрело у нас 10 "Patrol" в прошлом году... После этих двух марок по продажам идут хорошо знакомые нашему потребителю "европейцы" - "Volkswagen", "Renault", "Peugeot", "Ford". Они уступают "японцам" не из-за качества, так как их качество тоже безупречное. Дело, в основном, в цене. Как я уже говорил, из-за подорожания евро цены на эти автомобили выросли на 10-15% и стали менее конкурентоспособными в 2008 году. Наконец, после них идут появившиеся в прошлом году "корейцы" - "Kia", "Hyundai" и "Chevrolet". У автомобилей этих брендов очень хорошие перспективы, так как именно машины корейских компаний заменяют категорию вазовских автомобилей: по цене они примерно занимают ту же нишу. Особенно хорошие позиции у "Kia". В сегменте коммерческих автомобилей очень сильны позиции "Ford Transit", который является лидером по продажам среди нероссийских автомобилей этого типа. То есть если армянский покупатель не берет "Газель", а предпочитает более качественный автомобиль, то в основном им оказывается "Ford Transit".
- "Ford Transit" собирается в Европе?
- Да, причем не только эта модель, но и все остальные автомобили марки "Форд", которые поставляет в Армению компания "Фора". Все они собираются европейским подразделением компании "Ford" - "Ford-Europe". Заводы в Германии, Испании работают именно на европейский рынок. Есть у них заводы и в Беларуси, России, но они производят исключительно для рынков этих стран.
- Сколько новых автомобилей было продано в прошлом году в Армении?
- Официальных данных нет, но приблизительно, без российских автомобилей - 3000-4000. Для сравнения напомню, что еще в 2004 году продавалось не больше 700-800 автомобилей в год.
- А какая доля рынка принадлежит вашим компаниям?
- Думаю, чуть меньше одной трети.
- Как влияет экономический кризис на деятельность ваших компаний? Что можете сказать в этом смысле по поводу девальвации драма?
- Кризис сильно ударил по авторынку: продажи резко упали. Это, наверно, один из секторов, которые пострадали более других. В Армении кризис начался в ноябре прошлого года. На первых порах он был не очень заметен по продажам: спрос был почти такой же, как и в сентябре-октябре, но вдруг банки перестали выдавать кредиты на автомобили. Это была первая ласточка. Затем уже стал уменьшаться и собственно спрос: все начали экономить. Это привело в итоге к тому, что достаточно неожиданно у нас появился большой склад автомобилей, как, впрочем, и у нескольких наших конкурентов...
Затем произошла девальвация драма. Обесценивание армянской валюты привело к тому, что автодилеры могли повысить цены, пересчитав их по новому курсу. Но поскольку продажи упали, то многие компании решили не менять цены на автомобили в драмах. Таким образом, сейчас у нас есть в наличии автомобили, которые приобретены по старому курсу. А если мы захотим завезти новые, то они будут уже на 20-30% дороже.
- А сами производители не снизили отпускные цены?
- Нет, наоборот, некоторые даже начали повышать цены из-за снижения объемов продаж. И как только имеющиеся на наших складах автомобили будут проданы, цены резко возрастут. Сейчас у всех проблемы, все сокращают свои объемы производства, проводят реструктуризации, оптимизируют расходы, уменьшают инвестиции в новые модельные ряды, одним словом - стараются как-то выжить.
- Насколько сократились в последнее время продажи автомобилей посредством банковских кредитов?
- Большинство банков вообще не дает сейчас автокредиты. Они опасаются, что драм может снова подвергнуться девальвации, а банки обязаны выдавать кредиты в драмах. А те немногие (в основном новые банки - Библос, Америабанк), которые продолжают кредитовать покупки автомобилей, резко ужесточили свои требования: подняли процентную ставку с 12-14% годовых до 19-20%, а предоплату - с 12-15% до 30-40% от стоимости автомобиля. То есть весь прогресс, который был достигнут за последние несколько лет, растерян, и мы откатились к показателям 2004 года.
- Какой процент автомобилей продавался в кредит в прошлом году?
- Большой. К осени 2008 года он дошел до 70-75%, а сейчас снизился до 20-30%. Будет очень печально, если банки не начнут снова кредитовать покупки автомобилей. И нужно либо изменить закон и дать им возможность выдавать кредиты в долларах, либо гарантировать стабильность драма. Иначе автопродажи в Армении упадут до минимума.
- Что можете сказать о нынешнем состоянии рынка автозапчастей?
- Если автомобильный рынок упал на 50-60%, то рынок запчастей - только на 10-15%. В этой сфере много нелегальных, т.н. "серых" импортеров, которые обходят таможню, и потому не представляется возможным оценить рынок. Но нужно сказать, что это немалые объемы.
- Претерпели ли ваши планы изменения в связи с кризисом?
- Сейчас, конечно, речь идет не о развитии нашего бизнеса, а скорее об его оптимизации. О привлечении новых брендов говорить сейчас бессмысленно. Многие в Армении вообще перестают заниматься автомобильным бизнесом. В основном это касается тех бизнесменов, которые занимались импортом небольших партий автомобилей из Дубаи и США.
Беседовал Карен Арзуманян
Экономический еженедельник Армении