По данным ЦБ от 23/04/2009 | |
---|---|
USD | 370.46 |
RUB | 10.9 |
EUR | 478.74 |
Мнение Николя Саркози по поводу вступления Турции в ЕС неизменно уже давно. Ещё будучи кандидатом в президенты, он говорил о том, что Турция не может стать членом ЕС по одной простой причине: она не признает государство Кипр, являющееся членом ЕС. Вступление страны, не признающей существующий порядок в ЕС, недопустимо. Вот и в этот раз президент Франции однозначно дал понять, что Турция должна оставаться не более чем привилегированным партнером.
Кстати, и население Франции, выражающее недовольство действиями президента по многим вопросам внутренней политики, солидарно с президентом: 80% французов против вступления Турции в Европейский Союз.
У возможности вступления Турции в ЕС есть, как минимум, два аспекта: социо-культурный и политический. Ещё не было случая, когда в Европейский Союз входила страна с населением около 75 млн человек, большинство из которых, к тому же, мусульмане. Кроме того, Турция сравнительно небогатая страна, её экономическая интеграция будет довольно дорогим делом.
Франция придерживается того мнения, что Европейский Союз – это не просто общий рынок, а ценности, которые разделяются всеми странами-членами. Есть сомнения, что Турция готова принять, так называемые, общие европейские ценности, что она и продемонстрировала на саммите НАТО в Страсбурге, поначалу отказываясь утверждать кандидатуру премьер-министра Дании Андерса Фога Расмуссена. Его обвинили в невмешательстве в карикатурный скандал и в нежелании закрыть курдскую телекомпанию ROJ TV, вещающую на территории Дании.
Только при личном участии президента США удалось добиться того, чтобы Турция проголосовала за нового генерального секретаря. Тут проявляется политическое измерение проблемы. Кому Анкара более лояльна США или ЕС? Турция – давний член НАТО, неизменный сторонник и помощник США на Ближнем Востоке. Именно на помощь и участие Турции в Ираке рассчитывают США после того, как выведут оттуда свои войска.
Такая преданность Турции США беспокоит Францию, даже, несмотря на то, что политику Франции сейчас сложно назвать антиамериканской. Европейский Союз по-французски – это политический противовес США и множитель влияния Франции в мире. Турция, которая показывает мало знаков приверженности Европейскому Союзу как культурно, так и политически, внесет явную дисгармонию в ЕС как центр, альтернативный США.
Барак Обама заявил, что вступление Турции в Европейский Союз стало бы хорошим знаком для всего мусульманского мира. Хотя и США, и ЕС в мусульманских странах одинаково не любят, складывается впечатление, что Америка хочет решить общие проблемы за счет ЕС. Все риски вступления Турции ложатся именно на него. И Турция как член Европейского Союза вряд ли будет полноценно способствовать диалогу с мусульманским миром. Необходимо найти другое решение.
На нового президента США возлагаются очень большие надежды. После «всемирных» выборов Барака Обамы от него ждут многого, возможно, даже слишком многого, в том числе и поэтому он вынужден выносить подобные предложения. Всё, скорее всего, так и закончится этим коротким обменом мнениями, поскольку ЕС сейчас больше беспокоят последствия финансового кризиса, и вступление Турции в ЕС является перспективой не сегодняшнего, а завтрашнего дня.
Андрей Самодин – студент 4-го курса факультета прикладной политологии ГУ ВШЭ
Источник:Центр политических технологий