Интервью с гендиректором «Ньюс медиа» Арамом Габреляновым
Издатель таблоидов «Жизнь» и «Твой день» АРАМ ГАБРЕЛЯНОВ решил помериться силами в Интернете с информагентствами. Место портала Life.ru займут три сайта с горячими новостями, спортом и историями про шоу-бизнес. Новый проект он начал с полного отказа от покупного трафика и обмена баннерами и не стал уступать эксклюзивное право на продажу рекламы. О том, кто ему это посоветовал, он рассказал корреспонденту РБК daily АЛЕКСАНДРУ КЛЕНИНУ.
— Почему вы решили запустить новый проект в Интернете, не много ли их в сети?
— За последние полгода я окончательно понял, что людей интересуют две вещи: новости и интересные новости, те, которые их задевают. Вот и хочу сделать информационное агентство, завязанное на горячие новости.
Когда читаешь какие-то большие порталы типа Газета.ру, Лента.ру, то перед глазами возникает очень много сообщений. И мозг просто начинает погибать потихонечку, не воспринимать новости: пользователь вынужден сам ковыряться и искать то, что интересно. Но профессия журналиста состоит в том, чтобы дать человеку именно то, что его интересует. И мы будем стараться давать эти горячие новости. С 5 октября запускаем отдельные порталы Life news, Life sports и Life showbiz.
В принципе если мы четко выдержим свою стратегию, то ниша по порталам горячих новостей будет забита. Даже слоган красивый придумали: «Не выдаем информаторов — выдаем новости!».
— Информаторами будут люди из базы Life.ru?
— Да, полностью база Life.ru. У нас будет раздел бизнес, политика, но будут волновать именно горячие новости, а не узкоспециализированные. При этом прежнего портала уже не будет, останется только витрина, где будут представлены все наши сайты, — он преобразуется в Life news.ru.
А главная задача — перестроить мозг наших журналистов. Раньше ведь портал был, по сути, онлайновым приложением газеты «Твой день». Нужно перейти от газетного ощущения дедлайна к ежесекундному графику. Дедлайн теперь постоянно.
— Посетителям понравятся три сайта вместо одного?
— Должно понравиться. Знаете, у меня всегда так: сначала сделаю что-нибудь, а потом мне это не нравится. Вот сейчас мне не нравится Life.ru. Не нравится наш российский подход все располагать топиками (короткими выносами. — РБК daily) и разбавлять темами. Я это называю братской могилой: пишутся неинтересные новости, которые не попадают в разряд горячих, но забивают место в рубриках.
Почти все в Рунете построено не от новости, а от рубрики. У нас все строится вокруг новости. Будет шесть горячих новостей, breaking news, которые будут постоянно обновляться.
Народный CNN
— Кому будут интересны ваши сайты? Есть же в Интернете порталы, где можно посмотреть ролики, есть ЖЖ...
— С сентября мы категорически отказались от всех накруток и покупного трафика. Все мне предсказывали, что наш портал рухнет со 2-го места на 50—100 позиций. Однако мы стабильно стоим на 7—8-й строчке рейтинга. С 5 октября отказываемся от баннерообменной системы. И нам опять предрекают большие проблемы.
Но мне не понятна психология российского Интернета по обмену трафиком и баннерами. По своей сути, это обман: тот, кто кликает на баннер, зачастую не знает, на какой сайт попадет. Но читатель далеко не идиот, придет время, когда он попросит показать, сколько трафика идет через обменные системы. Весь Запад уже давно от такой модели отказался.
Сейчас наш основной костяк — 70—80 тыс. человек. Это и есть наш настоящий читатель, который каждый день набирает в строке Life.ru. Понимаю, что мы можем потерять часть трафика и аудитории, зато мы приобретаем настоящих лояльных читателей. В свою очередь, мы открываем свою статистику с 5 октября, которую нам считает Метрика, и отказываемся от счетчиков. Также ведем переговоры с очень крупной западной статистической компанией, а также с TNS.
— Какая аудитория у портала Sky news, схожую модель с которым вы используете?
— У Sky news большая аудитория, но британцы отталкиваются от телевидения. Мы же, наоборот, создав Life news и раскрутив его, через пару лет собираемся запустить новостной телеканал. Он будет также основан только на горячих новостях.
— Народный CNN?
— Именно так, CNN для народа.
— Где будете брать контент?
— Мы создаем свой контент, но и будем понемногу покупать на стороне. К сожалению, в отличие от Запада у нас нет независимых информационных агентств, которые бы делали что-то по заказу или эксклюзивно. Все предлагают одни и те же новости, сухо, без эмоций, нет никаких историй. Мы же специально смотрели Sky news, учились у них. Они даже предлагали сотрудничество.
— Предлагают войти в проект?
— Нет, пока ведут общие разговоры. (Улыбается.)
— А что, может, продать долю Мердоку?
— Мердок слишком крупная акула. С ним можно, наверное, только как маленькая рыбешка плыть рядом. К тому же государственные интересы наших читателей и англичан совершенно разные, поэтому сейчас мы только на дружественной основе обмениваемся фотографиями или контентом.
Они, в частности, совершенно не против того, что мы частично копировали дизайн газеты The Sun. В свою очередь, англичане публикуют наши новости. В Англии сейчас настоящая эйфория по Андрею Аршавину, и Sky news часто берет наши новости о нем.
Сыр в мышеловке
— В кризис запускаться не страшно?
— Я считаю, что когда все находятся на дне, тот, кто от него сильнее оттолкнулся, и станет героем. Сегодня нет явных лидеров, все на дне. Вопрос только в том, нащупали мы дно или нет.
Очень многое будет зависеть от рынка рекламы, на который мы сильно завязаны. По моим ощущениям, реклама должна начать расти. Уже сентябрь в газете «Жизнь» показал рост в 30% по сравнению с августом. Думаю, что в начале следующего года все стабилизируется и начнется поступательный рост. Мы просчитали ситуацию так, что год-полтора мы спокойно продержимся. Если же кризис не утихнет и до конца следующего года рекламный рынок не начнет расти, то нам, конечно, будет очень тяжело.
— Какая сейчас у вас ситуация с текущим интернет-проектом?
— Не могу сказать, что доходы от рекламы велики, но мы пока справляемся, хотя нельзя сказать, что вышли на самоокупаемость. Раньше, когда мы покупали накрутки, было очень тяжело, как только отказались от них, Интернет стал давать приемлемые финансовые показатели.
— Предлагали ли вам свои услуги по продаже рекламы агентства?
— Очень многие приходят, но все хотят эксклюзивные права: «Видео интернешнл» готово было сразу подписать контракт. Под эксклюзивом имеется в виду не только продажа рекламы, но и авансирование. Это бесплатный сыр в мышеловке. Например, для нас сейчас 5 млн руб. в месяц на рекламе в Интернете — хорошие деньги, но кто знает, какой будет ситуация на рынке через полтора года. Может быть, я смогу иметь 50 млн, тогда их скидка ударит по мне существенно. Я всем отвечаю, что уважаю их предложение, но мы с голоду не умираем.
У нас есть своя хорошая рекламная служба.
— Кто из рекламодателей по Интернету уже есть в вашем портфеле?
— Очень крупных, конечно, пока нет, как и во всем Интернете. Много компаний, связанных с медициной. Сейчас с нами ведет переговоры «МегаФон». Они уже пошли в «Жизнь» и хотят в Интернет.
Продай ролик
— Каким образом ваши новые сайты будут работать в регионах?
— Будет реализована модель, схожая с Яндексом. Пользователь в другом городе будет видеть как московские горячие новости, так и местные.
— Насколько Life news будет интерактивным?
— Да, мы делаем его как раз интерактивным, чего мы до конца не смогли добиться на Life.ru. Мы готовы платить человеку, приславшему свое видео, в зависимости от того, сколько людей его посмотрело.
Сейчас специально запускаем специальную программу у себя, чтобы каждый сотрудник в режиме реального времени мог видеть, сколько его заметка набрала посетителей, нужна его новость кому-нибудь или нет. Заодно хотим завязать и наших партнеров. Любой человек, у которого есть телефон или фотоаппарат, и есть наш партнер.
— Не боитесь вала роликов?
— Нет. Мы же будем их отбирать, а не выкладывать все подряд, как Youtube.
— А какое соотношение у портала Sky news в отношении своих роликов и роликов пользователей?
— Присылаемых очень мало. Такая же проблема и у нас, и на Западе. Я все время удивляюсь, что многие выкладывают свои ролики бесплатно на Youtube, когда можно было бы его выгодно продать одному из новостных порталов. Вот столкнулись два истребителя, и кто выложил съемку в ЖЖ просто так, а мог нам продать.
— А вообще, сколько можно заработать, прислав вам ролик?
— Мы иногда покупаем эксклюзивные ролики, за которые платим несколько тысяч долларов. В Англии Sky покупает ролики и за 50, и за 100 тыс. фунтов.
— Какова глубина просмотра ролика? Сколько он существует?
— Один раз, когда мы поставили видео Байсарова с сыном, у нас был CTR 10.4. Это можно назвать сумасшествием. Получается, что каждый десятый из тех, кто увидел новость, посмотрел ролик. Вот доказательство, что успех в нашем бизнесе зависит не от каких-то раскруток и ухищрений, а только от качества продукта.
Отсюда и главная проблема для нас — воровство. Люди воруют у нас новости и ставят их себе. У нас, к примеру, 90% новостей собственного производства, но все, что появляется, мгновенно воруют. В свое время у нас вышла новость про то, что стреляли в Япончика. Мы успели опередить всех минут на 30, проходит час, и главная ссылка Рамблера по этой новости ведет почему-то на украинский новостной сайт. Звоню в Рамблер и пытаюсь узнать, как такое может быть. Ничего не знаем, наш робот так считает, таков был единственный внятный ответ.
— Управа есть какая-то на это?
— А что с ними сделаешь? Они нам скажут: при чем тут мы, судитесь с нашим роботом. Если, конечно, будет принят закон, по которому новость становится объектом интеллектуальной собственности, производители новостей озолотятся, а поисковики, наоборот, просядут. Они же сейчас жируют на этом. У нас вот каждая третья новость обязательно попадает в какой-нибудь поисковик. Но получается, что она уже не наша, а попала туда через другие сайты.
— Но ведь ссылаются же на вас.
— Ссылаются только тогда, когда мы воюем с ними. Мы недавно специально проверили факт воровства. Когда стреляли в Япончика, намеренно оставили в тексте ошибку, что в него стреляли из винтовки Дегтярева. На самом деле винтовка носит имя Драгунова.
Звоню в крупное информагентство (у них та же ошибка) и говорю им, что же вы пишите. Ну ладно, украли новость, но хоть ошибки не делайте. А они мне в ответ говорят, что им тоже сказали про винтовку Дегтярева. Никто вам не мог этого сказать, потому что это мы и придумали, чтобы уличить вас в воровстве.
Сейчас вот Мердок пытается вести неравный бой на Западе, чтобы за новости стали платить.
— Но у нас пока и за музыку особо не платят...
— Да ни за что не платят у нас. Если Мердоку удастся продавить этот закон, то скорее всего и у нас его примут. Тогда будет справедливый рынок. Ты взял новость, ее опубликовал и на ней заработал. Но тогда поделись с тем, кто ее создал.
Иначе получается, что мы вкладываем серьезные деньги в производство новостей, у нас большая сеть информаторов, журналистов, которую мы создавали годами. А где-то четыре человека взяли нашу новость, себе поставили и хорошо заработали. Сейчас хоть ставят ссылку Life.ru, но она нам ничего же ведь не дает. Пусть люди заходят ко мне.
— Те, кто публикует ваши новости, обычно говорят, что таким образом они делают вам рекламу.
— Да не нужна мне ваша реклама. Увидели у нас, заключите с нами договор, что вы у нас тоже покупаете новости. Bloomberg же покупает новости у всех. И у нас сейчас идут непростые переговоры с одним из центральных телеканалов. Мы договорились, что они просто заключат с нами договор и будут покупать наши новости и ролики. Это первая ласточка.
Умный человек
— У вас будет взаимодействие между разными проектами или возможна конкуренция между ними?
— Все будет делаться из одного центра. Схема такая: во главе стоит Life news, а у остальных проектов свои редакции и отдельные подразделения. Мы планируем также купить одну радиостанцию.
Вообще всю идею с новым проектом мне посоветовал один очень умный и влиятельный человек. У меня же раньше была идея все разделить и создать внутреннюю конкуренцию. Но жизнь показала, что он был прав, и я сам пришел к единому центру сбора информации.
— Вы пишете много скандальных новостей. Бывало такое, чтобы официальная власть оказывала на вас давление?
— Нет, никаких накачек или наставлений не бывает. Правда, мы и не делаем ничего криминального.
Сегодня вообще со СМИ от имени власти работают три человека — Владислав Сурков, Алексей Громов (администрация президента) и Дмитрий Песков (аппарат правительства). Более лояльных к журналистам людей я не видел. Они очень уважительно к нам относятся, и когда требовалась их профессиональная помощь или консультация, мы всегда ее получали.
RBC
09 октября 2009 13:48