вторник, 27 октября 2009
Հայերեն | English
Создание сайта: Copyright © 2007 группа «Энерго», г. Коломна
Шоу-биз
Обама - $200, Путин - $10000, Патриарх Кирилл - $50000, Берлускони - $500000
3 ноября в Ереване состоится концерт, посвященный юбилею Огана Дуряна
Порой в религиозных сегментах армянства (католическом, протестантском, апостольском и пр.) возникают определенные проблемы взаимовосприятия, особенно в тех случаях, когда термины «религиозная» и «национальная принадлежность» воспринимаются в отрыве друг от друга. Несмотря на слабую выраженность, эти проблемы, тем не менее, встречаются в Джавахке у армян-католиков и армян, адептов Апостольской церкви.
В 19-м веке межрелигиозные «конфликты» между этими двумя сегментами армян Джавахка, взаимная ненависть на религиозной почве были обычными явлениями, провоцируемыми и курируемыми представителями обеих церквей. Армянская среда и советская эпоха со своей атеистической идеологией способствовали тому, чтобы этот лед растаял.
Примечательно заявление отца Андраника Краняна, посетившего Арцах в 2006г., о том, что поводов для объединения католической и апостольской церквей больше, чем разъединяющих, а самая сложная задача – человеческая, а отнюдь не религиозная: «Наша молитва одна и та же, те же наша борьба и опасности. Просто мы признаем, что главой священнослужителей является Папа, и что церковь миллионов людей должна иметь одного главу. Мы признаем, что международным главой может быть армянин, либо представитель другой нации, тем более что Иисус не был армянином. А Апостольская церковь считает, что Он – единственный глава. Это административный вопрос и не должен настраивать нас друг против друга».
Католик-армянин в Джавахке характеризуется словом «франг». Для армян-католиков оскорбительные оттенки имеют сокращенные или измененные языковые виды «фырр» и «фрык». Сами армяне-католики отмечали, что слово «франг» не столь оскорбительно, поскольку, согласно традиции, они таковыми и являются. Примечательно, что на наш вопрос «что означает «франг»? даже люди необразованные отвечали, что это люди, отчужденные от национальной религии.
В свое время армяне-католики называли армян-григориан «еретиками». Использование этого слова в жизни армян-католиков современного Джавахка крайне незначительно: в основном его используют пожилые, как дань памяти. Интересно, что у французов распространено выражение «люди колокольни», а армяне-католики считают их «людьми церкви» общины.
Иногда слово «франг» настолько крепко сидит в сознании армян-католиков, что, говоря об армянах-григорианцах, они называют их армянами, а себя – «франгами». Здесь свою долю «вины» имеют также армяне-григориане. Например, когда армянин-григорианец или грузин узнает, выходцем из какого села является тот или иной человек, то сразу же подчеркивает его принадлежность к «франгам». Это формирует комплексы, в результате чего «франгом» называют не адепта религиозного течения, а ту или иную этническую единицу (случалось даже, что не армяне под словом «франг» подразумевали также француза), и это может способствовать отчуждению личности от армянской среды.
Интересны выражения «хвостатый» и «безхвостый»: первое относится к армянам-григорианцам, второе – к армянам-католикам. Так называют друг друга джавахкские армяне, но эти выражения используются редко, к тому же носят оскорбительный характер. Сохранившиеся силой традиции эти пережитки постепенно вытесняются из повседневной жизни.
Довольно интересной группой являются так называемые «католики-грузины» – бывшие армяне-католики, проживающие в селах Аспиндзы, Адыгена и Ахалцихе. Духовный пастырь армян-католиков Андре Еаницки заверяет, что жители этих сел (в Аспиндзе – Хзабавра, Варгав, в Адыгене – Арал, Уде; в Ахалцихе – Ивлит) – бывшие армяне-католики, однако сегодня они выдают себя за католиков-грузин, и только по их фамилиям можно понять, что они были армянами, например, Галусташвили, Мхитарашвили. Достаточно сказать, что в этих селах проводится латинский обряд на грузинском языке. Однако, как отметил наш собеседник, они стараются не заниматься вопросами этнического происхождения и с пониманием относятся к явлениям, происходившим в прошлом.
Поскольку села Хзабавра и Варгав расположены достаточно близко к заселенным армянами-католиками селам (Аластан, Вареван, Турцх), связи между ними всегда были довольно тесными. Жители вышеупомянутых сел отмечают, что они армяне и до 1930-х годов говорили на армянском, и даже на слова приветствия «Славься Иисус» отвечали на грабаре «Да исполнится днесь и вовеки». Армяне-католики называют их армянами-перевертышами, что говорит о том, что происходит трансформация национальности, а не изменение вероисповедания.
У этой группы армянское самосознание находится на низком уровне. Если у части поколений исламизированных армян проявления самосознания связаны с травматическими воспоминаниями о геноциде и являются ярким фактором обращения в армянство, в случае с «огрузиненными» католиками это обстоятельство отсутствует, и трудно сказать, какие факторы смогут повлиять или стать определяющими для того, чтобы они обратились к утраченным корням.
Этот вопрос у нас еще не изучен и нуждается в серьезном исследовании, особенно сегодня, когда в кругу «католиков-грузин» Ахалцихе предпринимаются шаги по обращению в православие (с вытекающим отсюда огрузинированием), а это еще более отдалит их от и без того шаткого национального самосознания.
В этом контексте примечательно положение армян-католиков Тбилиси. По словам священника села Хештия Антони, в Тбилиси их достаточно много. Они пытаются оставаться криптокатоликами, некоторые посещают Латинскую церковь, где нет литургии на армянском языке. А самой большой проблемой армян-католиков Батуми является незнание армянского языка (они русскоязычные католики-армяне), что делает их пассивным их общение с церковью.
Что касается взаимоотношений армян-католиков и армян-григорианцев, то они достаточно тесны: вообще, мысль о том, чтобы стать адептом Апостольской церкви, армяне-католики не воспринимают в «штыки», поскольку считают, что это – право любого человека. Эти взаимоотношения настолько тесны, что посещение церквей друг друга – явление обычное. Основной причиной такого подхода является то, что теологическая основа католицизма не усвоена нынешним поколением и, по нашему мнению, ее принимают «по наследству». А нынче желание стать адептом Армянской Апостольской церкви (вне общины) является не только следствием своеволия, но и результатом проявления «кризиса веры» советского времени.
Среди армян-католиков Джавахка заметно следующее явление: после переезда и укоренения в Армении в 1960-70гг., не имея связи с какой-либо богословской системой, исходя лишь из побуждений национального самосознания, они стали последователями традиционной армянской церкви. Следовательно, подобные примеры имеют место только в случае отделения от общины и особенно от Армении. Безусловно, армянская среда сыграла в этом вопросе большую роль. С другой стороны, заметно, что среди армян, мигрировавших из Ахалцихе в Россию, упование на католическую веру занимает большое место. Речь идет о внутриобщинных браках, что, по их словам, исходит не только из принципа «хорошего знания друг друга», но и из обстоятельства принадлежности к одной и той же религии и выражается, в частности, в стремлении остаться армянином в чужой среде. Отметим, что в некоторых случаях мигрировавшие в Россию армяне-католики заключают браки также с католиками-поляками. Это уже другая проблема и выявляется она тогда, когда в конкретной местности не проживают члены одной и той же общины.
Многие армяне считают, что их предки считали необходимым быть католиками, значит, это было благоразумным шагом для того, чтобы спастись от исламизации и остаться армянином.
Таким образом, национальное сознание и религиозная принадлежность зачастую гармонично сосуществовали в жизни армян-католиков Джавахка. Здесь вероисповедание постоянно занимало второе (после армянского сознания) место. Важным и влиятельным с точки зрения сохранения армянской идентичности фактором являются также армянский язык и армянская культура, носителями которых являются армяне-католики Джавахка.
Духовно-церковные проблемы армян-католиков
Актуальные проблемы армянских католических общин Джавахка (Ахалкалаки и Ниноцминды), которые сплетены с проблемами всего армянства региона, как бы остаются в тени и нуждаются в освещении. Сегодня в Джавахке насчитывается более четырнадцати сельских общин армян-католиков. Проблемы этой сферы связаны со статусом церкви, нехваткой священнослужителей и другими вытекающими отсюда явлениями.
Роль религии, церкви и священнослужителя в армянской действительности во все времена в организационных вопросах была велика и решающа, что относится также к Армянской католической церкви.
Общие проблемы армян-католиков Джавахка провоцируются с двух сторон – властями Грузии, на которые серьезное воздействие оказывает Грузинская православная церковь, и Армянской католической церковью. До сих пор нерешенной проблемой номер один в Грузии является вопрос статуса церквей. Правового статуса не имеют не только Апостольская и Католическая церкви, но и другие богословские и религиозные течения. За исключением Грузинской православной церкви, все остальные, фактически, в правовом плане не существуют. Их правовое присутствие документально не закреплено. Вокруг проблемы развернулось множество дискуссий, однако она пока не получила своего решения.
Роль Грузинской православной церкви в Грузии настолько большая, что любое, в том числе, христианское течение рассматривается как «секта». Враждебные настроения в отношении других религий находят место даже в издаваемых в Грузии учебниках. Большинство издаваемой на других языках и существующей христианской литературы в отдельных случаях даже сжигали.
Основная проблема армян-католиков – отсутствие священнослужителя, что подтвердили также обслуживающие общины священники. Сегодня 14 сел, заселенных армянами-католиками, имеют всего трех священнослужителей: проводя параллели с селами, в которых проживают армяне-григориане, отметим, что они находятся в несравненно худшем положении и это в том случае, когда в сотнях деревень пастырскую службу несут всего два-три священника. Это серьезная проблема для обеих сторон. Одно ясно: где нет церквей и священников, там появляются всевозможные сектантские течения, которые оказывают разрушающее действие на окружающих. Это актуальный вопрос, касающийся духовной безопасности джавахкских армян.
Армянское католическое духовенство в основном готовится в Тбилиси, Алеппо, во Львове. Этот вопрос курирует их епископ. Немногим удается завершить учебу и получить сан священнослужителя. В деле подготовки священнослужителей в Тбилиси не жалел сил предводитель армян-католиков Тбилиси (2003-2007гг.), архимандрит Эмануел Тапагян, готовивший из местных армян священников, которые учились в Тбилисском университете имени Сулхан-Сапа Орбелиани. Длительность обучения – шесть лет, по двуязычной программе (грузинский и русский), а курсы истории, ритуаловедения, пения, богослужения вел архимандрит.
Порой из-за отсутствия служителей Апостольской церкви сельские жители для проведения обрядов венчания, крещения и пр. обращаются к армянским католическим церквам. Поскольку между двумя церквами существуют определенные договоренности, священнослужители-католики вынуждены бывают отправлять этих людей в апостольскую церковь Ахалкалаки. Среди последователей Армянской католической церкви никогда не было случаев прозелитизма (верообращения), и причиной являются здоровые отношения двух церквей на нынешнем этапе. Как говорит отец Еаницки, «они не вмешиваются в наши дела, а мы – в их. Каждый знает своих прихожан и заботится о них».
Церковные церемонии в основном проводятся по армянскому обряду, даже в том случае, когда прихожане бывают иных национальностей. В частности, в беседе с нами отец Еаницки сказал: «Около 20 лет назад меня сюда направил кардинал, поскольку армянский народ в этих краях не имел епископов, архимандритов. Были, конечно, священники-католики из армянской диаспоры, но они не имели права приезжать сюда. В то время это был довольно сложный вопрос. Я начал проводить церковные мероприятия по латинским обрядам, затем попросил права проводить чтения на армянском, и после этого литургии служили по армянским канонам на грабаре, как в Апостольской церкви. До сих пот все обряды, таинства совершаются по армянским канонам». Добавим, что в каждом селе литургии служат по субботам и воскресеньям, а число людей, посещающих церковь, значительно увеличилось.
Духовная изоляция периода СССР в некоторой степени отдалила людей от института религии, однако этот принудительный пробел восполняется, и религия пусть медленно, но обретает свое прочное место в жизни общины, а связь с Армянской католической церковью становится еще более тесной.
Ситуация положительная, однако, в вопросе церквовных зданий есть свои сложности. В Ахалкалакском районе католические церкви реставрируются. Большинство восстановительных работ проводят благотворители, бывают также другие денежные содействия, которые получают, в основном, из Германии. Никакого содействия не оказывает Грузинская Республика. Есть общины, не имеющие церквей, например, в селе Катнату, где совместно проживают как армяне-католики, так и армяне-григориане, причем церкви не имеют ни те, ни другие. В таком же положении находятся села Аспара, Нор Тамбовка.
В неутешительном состоянии находятся церкви сел Уджмана и Ториа Ниноцминдского района: есть намерение снести церковь Уджманы и на ее месте построить новую, но, по словам местного священника, пока есть финансовые трудности.
Исходя из соображений безопасности, двери католических церквей всегда заперты. Например, в селе Вареван двери грузинской церкви открыты, хотя в этом селе осталась всего одна грузинская семья (здесь чувствуется доминирование Грузинской православной церкви).
В последние годы в Грузии инциденты, связанные с церквями, принадлежащими ААЦ, стали темой отдельного обсуждения в информационном пространстве. В этом контексте внутренние вызовы армянских католических общин отодвигаются на задний план. Из-за посягательств на армянские католические церкви в последнее десятилетие пострадали церкви сел Уджманы и Аластан.
В частности, из церкви села Уджмана исчезла и до сих пор не обнаружена гипсовая статуя Пресвятой Марии Богородицы 18-го века, представляющая собой культурную ценность. А в церкви села Аластан умышленно «стерта» с купели часть надписей на армянском языке. Священник Антон считает, что подобные явления могли иметь место только в коммунистические годы. Подобные действия всегда скрываются и не подвергаются публичной критике.
Следует признать, что проблемы армян-католиков являются частью проблем всего Армянства, для решения которых нужны разумные и осмотрительные подходы.
"Нораванк".
21 октября 2009 10:23