10.09.10
13:25
Идеологические течения в контексте внешней политики Турции

Во влиятельных турецких партийных «лагерях» есть разные видения будущего Турции, в результате чего обсуждения вокруг полярных, противоположных идеологий (неоосманизм, неопантюркизм, неокемализм, турецкое евразийство) продолжаются и находят широкий резонанс в общественной жизни Турции. Эти новые идеологии важны также для успеха партий во внутриполитической конкуренции.

Неоосманизм

В последние годы, когда имеющая исламскую ориентацию политическая элита Турции в новой стратегии своей внешней политики отдала предпочтение неоосманизму (Neo-Osmanlicilik), эта идеология постепенно стала стержнем ее внутренней и внешней политики.

Целенаправленная государственная пропаганда сформировала сегодня неоосманские настроения в разных слоях турецкого общества. Общество проявляет большой интерес к историко-фантастическому художественному фильму «Османская республика», повествующему о Турции, находящейся под господством османского султана. Среди молодежи принято ношение сорочек с изображениями янычаров и надписью «Империя нанесет ответный удар». Прошлое в мещанских представлениях представляется «золотым веком» Pax Ottoman, когда в Средиземном море господствовали мир, благополучие и религиозная терпимость. «И такие настроения способствуют тому, чтобы Европа не принимала Турцию в европейское сообщество»1.

Для задействования «большой политики» партия Справедливости и развития (ПСР) использует множество государственных структур, «обучающих» общество в османском духе.

Для воплощения неоосманизма в жизнь важно также формирование соответствующих настроений в исламских и, в частности, арабских странах. Идеология «экспортируется» как в турецкую «диаспору», так и в арабские страны. Знаменательным событием было достигнутое между ПСР и советом высшего образования соглашение об осуществлении «неоосманской» инициативы в январе 2010г. в турецкой системе высшего образования, согласно которому на бесплатных основаниях в университеты Турции должны поступать студенты из арабских стран, в частности, из Сирии.

В наши дни главным архитектором геополитической концепции неоосманизма считается министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу. Главные цели этой идеологии отражены в его труде «Глубинная стратегия». Однако истоки идеологии идут вплоть до экс-президента Турции Тургута Озала, считавшего, что население страны и балканских мусульман сплачивает ислам, и объединить их вокруг идеи одного общего государства может разработанная по-новому идеология2. Озал не отмечал, какая идеология способна решать подобные вопросы, однако делался намек на стремление Турции вернуться в лоно османизма.

В конце ноября 2009г. выступая перед членами ПСР, руководитель внешнеполитического ведомства Турции заявил, что его страна проводит политику неоосманизма: «Есть наследие, которое оставила Османская империя. Нас называют «неоосманами». Да, мы «неоосманы». Мы вынуждены заниматься соседними странами и идем даже в Африку. Большие державы в замешательстве следуют этому примеру» 3, – сказал он.

Затем Давутоглу уточняет, что Турция не ограничится реализацией одной идеи, и скоро за ней последуют другие экспансионистские идеологии Турции: «Османская империя – часть нашей истории, ислам – один из элементов нашей культуры. Западноевропейская направленность – наш исторический опыт, тюркизм – главное движение»4, – отметил он.

Иными словами, выделяются три основные характеристики: Османская империя – османизм, который связан с исламом; тюркизм – основная идеология сохранения национального самосознания: при посредничестве этой идеологии – простейший путь приведения тюркоязычных народов к османизму.

Как видим, стремление Турции стать членом ЕС является исторической попыткой. Однако это не предполагает отказа от западного направления внешней политики, а рассматривает восточное направление как альтернативу. Давутоглу считает, что зависимость от США и Европы нарушила равновесие внешней политики Турции, нанесла ущерб национальным и региональным интересам, поэтому нужно взять «османское» наследие под свое покровительство (постоять за «османское» наследие).

Согласно экспертам, неоосманизм во внешней политике Турции должен базироваться на нескольких принципиальных положениях:

Турция больше не выступает в роли «младшего партнера» США и НАТО, поскольку эта страна считается одной из главных составляющих безопасности Центральной Евразии и региона. Отсюда и вытекают идеи оказания посреднической инициативы на Ближнем Востоке и создания «ОБСЕ» на Кавказе.
Не следует думать, что «неоосманизм» является угрозой Западу и России.
«Неоосманизм» не имеет агрессивных аспектов5.
Согласно другой точке зрения, неоосманизм имеет три подчеркнутых постулата:

Прийти к общему согласию внутри страны и с мусульманским миром (Ближний Восток, Балканы, Северная Африка); не выступать против стран этих регионов с империалистических позиций; привести в поле неоосманизма составляющие часть Османской империи бывшие страны посредством «мягкой» и уравновешенной политики.
Турция должна проводить наиболее активную дипломатическую и экономическую политику для того, чтобы стать одной из ключевых стран региона.
Политика неоосманизма дает Турции возможность «урвать» от Запада мусульманские Боснию, Албанию, Косово и даже в основном христианские Македонию и Болгарию (с учетом наличия в этих странах мусульманского населения)6.
Согласно некоторым аналитикам, руководство Анкары для осуществления политики «неоосманизма» в качестве средства будет использовать так называемые интеграционные коридоры (первопроходцем в этом процессе станет Турция), которые будут основаны на турецком «soft power»-е, имеющем два основных элемента – экономическую мощь и опыт демократии.

Известны три таких коридора:

1. Турция-Сирия-Ливан-Египет, в дальнейшем охватив Израиль и палестинские территории (первый коридор).
2. Ирак и страны Персидского залива (второй коридор).
3. Иран и Пакистан (третий коридор)7.

Заслуживает внимания, в частности, третий коридор, в котором переплетены постулаты пантюркизма и евразийства. С одной стороны, Турция будет стремиться втянуть в сферу своего влияния Иран и Пакистан, а также Афганистан, с другой стороны, постсоветский тюркский мир – Центральную Азию и Азербайджан.

По мнению директора центра международных отношений и стратегических анализов Синана Огана, Турция – единственная страна, которая может претендовать на роль модернизатора Ближнего и Среднего Востока и в силах «примирить» этот регион с Западом. Очевидно, что Турция намерена не только восстановить прежние границы Османской империи, но и приобрести энергетические запасы и инфраструктуры, транспортные узлы, банковские и телекоммуникационные сети региона, что превратит страну в геополитическую сверхдержаву8.

Амбиции стать геополитической державой четко отражены в выступлении А.Давутоглу (8 января 2010г.) во время встречи с дипломатическим корпусом Турции. Он, в частности, сказал, что сверхзадачей Турции является стать не региональной, а мировой державой: такую возможность дают ее географическое положение, история и дипломатический опыт9.

Такая модель турецкой внешней политики начала вводиться в действие с недавних пор. Следовательно, исходя из имеющихся в отношение трех регионов (Ближний Восток, Балканы, Северная Африка) притязаний, особенностей политических, экономических и иных факторов, трудно прогнозировать, чему будет отдан приоритет – военной силе или дипломатии? Ясно, что «открытая дипломатия» не может помочь Турции, поскольку арабский мир не откажется от обретенной самостоятельности, следовательно, Турция должна проводить «молчаливую» дипломатию, используя все виды рычагов. Пожалуй, политическую волю к объединению, с учетом израильского фактора, могут проявить Сирия и Палестина. Пассивная позиция в отношении Израиля и проводимая в отношении Турции политика других арабских стран, владеющих богатыми нефтяными ресурсами, могут привести к столкновению с англо-саксонскими силами. Так что Турция в этом вопросе имеет множество проблем.

Есть также свидетельства о том, что ПСР – партия умеренных исламистов – является американской разработкой, и ее автор – известный неокон Поль Вулфовиц10. Не случайно, что за этой новой политикой Турции стоят также американские неоконсерваторы (неоконы).

По оценкам экспертов ведущих турецких аналитических центров, эта идеология является политикой, навязанной турецкой элите Соединенными Штатами. Принято считать, что это – разработанная США и «мозговыми» центрами преследующая далеко идущие цели программа, политика доминирования посредством государства-посредника (в данном случае, Турции) в регионе, в частности, над арабским миром. В этом плане «неоосманизм» имеет общие связи с разработанным США известным проектом «Большого Ближнего Востока».

Давутоглу не скрывает, что истоки идеологии и термин «неоосманизм» в целом возникли в США и что в основе его видения будущего Турции отчасти лежат некоторые положения труда Джорджа Фридмана11.

Стимулирование идеологии со стороны США преследует еще одну цель – нейтрализовать устремления националистических и кемалистских сил Турции, поскольку США не желают видеть эту страну сильным национальным государством12. Кроме того, США выгодно видеть в роли «предводителя» исламского мира своего союзника Турцию, а не Иран.

Исламский оплот неоосманизма

К идеологии неоосманизма не может оставаться непричастным ислам. Исламский фактор (?slamc?l?k) будет выступать как консолидирующая сила, поскольку основной идеологической «мишенью» рассматривается исламский мир и, в первую очередь, арабские страны Ближнего Востока и ряд исламских стран Северной Африки. Все это направлено также против политики Израиля. Как показывают последние развития турецко-израильских отношений, предпринимаются первые шаги в осуществлении этой идеологии – с целью угодить исламскому миру.

В дальнейшем она охватит также балканские страны (Албанию, Боснию, Македонию), после чего, согласно неоосманистам, Стамбул для всего исламского мира должен стать центром неохалифата (Neo-Halifelik).

В рамках этой идеологии действуют правящая ПСР, происламская Армия аллаха, Солдаты аллаха, группировки борцов Исламской революции и т.д..

Военные с кемалистской ориентацией, наряду с оппозиционной Народно-республиканской партией, считают эту инициативу неприемлемой. По их мнению, нынешняя администрация проводит амбициозный, нереалистичный проект, который отдалит Турцию от республиканских принципов Ататюрка. В то же время, еще одним фактором, тревожащим кемалистов, является «курдский вопрос», поскольку в случае применения неоосманизма курды, как и все мусульмане, будут иметь широкую культурную самостоятельность.

Фактически, неоосманизм является идеологическим обоснованием поликультурного общества. Тем самым он противопоставляется кемализму, стремящемуся к однородности турецкого государства.

Неопантюркизм

Следующей идеологией, переживающей возрождение, является пантюркизм, в новом толковании – неопантюркизм. Пантюркизм был мощным инструментом для США против Советского Союза. Однако после его распада, когда попытки Турции консолидировать тюркоязычные нации были поставлены в одну плоскость, это дало США повод для беспокойства. Хотя, американские политические круги еще используют пантюркистский (уйгурский) фактор, направляя его главным образом против Китая, который сегодня может конкурировать с США.

Главная цель пантюркистов – вовлечь тюркоязычные народы в одно общее государство, не принимая во внимание границы их географического распространения, культурные различия.

На пути реализации этой идеологии приоритетным является консолидация тюркского этноса – от Китая до Адриатического моря. Придается также важность экономическому фактору, придающему консолидации более подчеркнутый характер, поскольку нефтяные запасы Средней Азии («туранская нефть») являются путем решения энергетических задач Турции.

Между неоосманами и неопантюркистами есть достаточно большие разногласия, поскольку для последних основной мишенью является не религиозный (семские арабы, балканские мусульмане), а этнический фактор, консолидирующий тюркоязычные народы. Даже в случае этого разногласия неоосманы рассматривают пантюркизм как альтернативный путь, следующий за османизмом, дополняющий его фактор, конечной целью которых станет турецкое евразийство.

Так что тюркизм, как идеология, никогда не переживал регресс и может быть использован в случае непредсказуемых региональных изменений, Ярким примером сказанному является последняя Иракская война, когда националистические силы, в том числе, ультранациональные генералы, оказали пропагандистскую и военную помощь иракским туркменам.

Носителями пантюркистской идеологии являются Партия «Националистическое движение» (ПНД), ультранациональное крыло армии, полувоенизированная националистическо-радикальная группировка «Серые волки».

Турецкое евразийство

Идеология евразийства и интерес к нему на государственном уровне – явления сравнительно новые. В целом, оно отличается от российского евразийства, в деле разработки концепции которого большую роль играют Н.С.Трубецкий, П.Н.Савицкий, Г.В.Флоровский. Они считали, что Россия со своей историко-культурной спецификой может стать ядром Евразии и ставили акцент на союзе турецко-азиатского мира, который, в свою очередь, должен выступить против Запада. В наши дни эту идеологию развил А.Дугин. Однако турецкое евразийство сегодня имеет иные тенденции.

Американский исследователь турецкого происхождения Сенер Актюрк, изучая явление турецкого евразийства, считает, что ее цель – примирить бывшие империи – Турцию и Россию. По его словам, турецкое евразийство, наряду с пантюркизмом и неоосманизмом, стало одной из составляющих самосознания современного турецкого интеллектуального ландшафта. Согласно Актюрку, главное в структурной особенности турецкого евразийства – борьба России и Турции против Запада. В результате этой борьбы должно быть создано Евразийский конгломерат из славянских и турецких народов. Получается, что турецкое евразийство является проектом в противовес западному доминированию13.

Плюрализм мнений в экспертном сообществе вокруг турецкого евразийства не только не раскрывает истинной суть этой идеологии, но и запутывает точки зрения и усложняет прогнозы. Тем не менее, турецкое евразийство имеет несколько направлений, подходы к которым в различных турецких партиях выражаются по-разному. Как следствие, между политическими силами возникают разногласия, препятствующие образованию общей логики вокруг этих подходов.

Правящая партия ПСР. Некоторые постулаты евразийства получают «добро» неоосманов, однако подходы сильно отличаются от других. «Авангардом» этого подходя опять же является А.Давутоглу, который на проведенной Советом внешних экономических отношений (D?? Ekonomik ?li?kiler Kurulu (DE?K) встрече турецко-евразийского бизнес-сотрудничества (5 февраля 2010г.) раскрыл/представил свое видение на пути к Евразии. Давутоглу предлагает создать Евразийский союз, который сможет основать могущее экономическое поле, По его словам, железная дорога Баку-Тбилиси-Карс должна стать связующим звеном между Средней и Восточной Азией. Тянущаяся от Исламабада до Стамбула железная дорога (перекресток восток-запад) даст новые коммуникационные возможности экономическому сотрудничеству региона14.

Турецкие аналитики считают, что «создание» Евразийского союза – это вызов, брошенный Евросоюзу. Какие развития будут в этом направлении – пока не известно, поскольку четких реакций азиатских стран на создание Евразийского союза пока нет. Заявление Давутоглу может иметь также другой подтекст: выступление с подобным предложением можно рассматривать также как попытку формирования альтернативной структуры Евросоюза на фоне возможного провала евроинтеграции Турции.

Националистические силы. Ультранациональные и правоцентристские политические, военные силы считают, что основной целью евразийства должно быть налаживание тесных связей с тюркскими государствами Закавказья и Средней Азии. Это, в свою очередь, станет основой для политического и цивилизационного продвижения Турции к этим регионам. Иными словами, в рамках националистичексих сил исходные положения турецкого евразийства основываются на идее тюркизма и ничего нового не предлагают. Безусловно, речь идет о тюркском, а не о евразийском (экономическом и пр.) союзе.

Либеральные силы. По мнению политических сил с либеральной ориентацией15, стержнем идеологии является превращение Турции в мост между Европой и Азией, что приведет к созданию общего экономического поля.

Кемалистские силы. Кемалисты имеют весьма интересные формулировки, в результате которых в этой идеологии возникло новое подтечение – кемалистское евразийство. Кемалистское евразийство делает резкий поворот от западных ценностей, что уже отвлекает от постулатов Кемаля Ататюрка и ориентируется на Восток.

Представители этого течения считают важным создание «Большого Евразийского пространства», в состав которого могут войти Китай, Россия, Турция и Иран16, а это в перспективе может способствовать созданию нового военного альянса, который, безусловно, будет направлен против США. Это течение не удостаивается необходимого одобрения рьяных кемалистов и постепенно раскалывает их ряды.

Имевшие место в последние месяцы по поручению турецких властей аресты высокопоставленных военных были отчасти целевой политикой против антинеоосманистов и ультранационалистов, с другой стороны, также шагом по ослаблению нынешней основной оппозиционной силы – НРП, которым они содействуют.

Фактически, идея евразийства охватила партии Турции с различными идеологиями – «умеренных исламистов», левых оппозиционеров – маркист-социалистов (Türkiye ??çi Partisi – Рабочая партия Турции имеет тесные отношения с русскими активистами Евразийского движения17 и получает весьма большое содействие из США) и даже национальные и конфессиональные меньшинства (алеви).

В то же время, этими процессами заинтересованы также высокопоставленные военные Турции, некоторые интеллектуальные круги (наиболее подчеркнутые представители «мозговых центров» – Али Шахи18, Сулейман Шенсой19). Причем, все три главные идеологии на необходимом уровне пропагандируются в обществе, для которого наиболее эффективным политическим рычагом служат «мозговые центры» и политические университеты Турции.

Не случайно, что 2-3 марта с.г. в Анкарском университете прошел евразийский симпозиум, в котором участвовали известные ученые Турции, представители исследовательских центров, политические деятели, военные и госслужащие. В повестке были следующие вопросы: евразийство как нынешнее внешнеполитическое направление Турции; стратегическое значение Евразии; вопросы безопасности региона; пути выхода из кризиса экономического развития и мирового кризиса, в том числе, вопросы истории евразийской цивилизации и пр., которые выпали из поля зрения турецкой интеллигенции.

Арестакес Симаворян
НОФ «Нораванк»
Загрузка...
Загрузка...
 
 
 
 


Армения: старый друг лучше новых двух

HAYINFO.RU on Facebook

Посол Армении в РФ
Консульство Армении в РФ
Президент Армении
Правительство Армении
Парламент Армении

Посол Армении в РФ
Консульство Армении в РФ

Подписаться на новости




 

Все права защищены © 2006-2016. При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Hayinfo.ru" обязательна. Информационно-аналитический портал Армении
Изображение 11 из 47