Директор Института востоковедения НАН Армении, политолог Рубен Сафрастян в беседе с агентством «Новости-Армения» поделился своим видением геополитической обстановки по итогам первых недель 2018 года и возможного развития событий, связанных с процессом урегулирования карабахского конфликта.
«Новости-Армения» – Как вы оцениваете положение в нашем регионе по итогам января?
Р.Сафрастян – Кардинальных изменений у нас в регионе пока не произошло. И слава богу, потому что в любую минуту можно ожидать агрессии со стороны Азербайджана наподобие той, которая произошла в апреле 2016 года.
«Новости-Армения» – Связана ли вероятность новой агрессии с окончательным переходом Армении к парламентской системе правления и некоторым повышением градуса внутриполитической напряженности?
Р.Сафрастян – Честно говоря, я не замечаю какой-либо необычной напряженности во внутриполитической жизни Армении. Думаю, Азербайджан также мониторит внутриполитическую ситуацию в Армении и также не видит признаков особой напряженности.
«Новости-Армения» – В таком случае, чем может быть обусловлена возможная попытка обострения ситуации?
Р.Сафрастян – Тут надо учитывать два фактора. Во-первых, если Азербайджан придет к выводу, что переговорный процесс движется в неблагоприятном для него направлении (установление более строгого режима мониторинга на границе и выявление всех случаев нарушений), то азербайджанские власти могут организовать очередную более или менее широкомасштабную провокацию. Во-вторых, Турция, исходя из интересов той большой игры, которую она сейчас начала на Ближнем Востоке, может подтолкнуть Азербайджан к широкомасштабной агрессии, чтобы спровоцировать напряженность на Южном Кавказе, тем самым попытавшись решить какие-то свои задачи в Сирии.
«Новости-Армения» – Если Турция будет оказывать воздействие на Азербайджан, стоит ли нам ожидать от Ирана помощи Армении и Арцаху для противостояния росту влияния этой страны в нашем регионе?
Р.Сафрастян – Насколько я могу судить, Турция и Иран являются геополитическими соперниками в регионе, то есть это два игрока, которые имеют свои интересы. Любое действие со стороны одного из геополитических центров вызывает у другого центра реакцию. Так, что в случае, если Турция вдруг проявит какую-то активность в регионе, то Иран будет держать ситуацию в центре своего внимания. Но тем не менее, Иран проводит на Южном Кавказе весьма и весьма осторожную политику. Я не думаю, что он как-то отреагирует на подстрекаемую со стороны Турции агрессию, как и во время апрельских событий 2016 года.
«Новости-Армения» – Продолжаются попытки достроить железную дорогу Север-Юг, которая соединит Азербайджан и Иран. Ведется также строительство автотрассы Север-Юг, которая проходит уже через территорию Армении. В этом контексте вопрос строительства железной дороги Армения-Иран отходит на второй план. Следует ли Армении активизировать процесс переговоров вокруг железной дороги, чтобы не допустить отчуждения от региональных экономических проектов?
Р.Сафрастян – Да, в геополитическом смысле мы должны проявлять активность в вопросе строительства железной дороги между Ираном и Арменией, потому что она будет иметь геополитическое значение. Во-вторых, я думаю, что осуществляемые альтернативные проекты будут играть вспомогательную роль, если будет построена Мегринская железная дорога. Прямой путь из Персидского залива к Черному морю пролегает через Армению, так что в этом смысле железная дорога будет играть стратегическую роль. Просто надо активизировать усилия в направлении поиска инвесторов. Их можно найти не только в регионе — Китай тоже должен быть заинтересован в строительстве дороги. Надо активизировать политику в этом направлении.
«Новости-Армения» – Каким будет 2018 год для Южного Кавказа?
Р.Сафрастян – Мне бы хотелось видеть более или менее стабильную ситуацию, что подразумевает отсутствие широкомасштабных военных действий в зоне карабахского конфликта. Агрессия Азербайджана, я в этом уверен, приведет к поражению этой страны, но будут жертвы. Тут многое зависит от России, как ведущей силы в регионе, а также других сопредседателей Минской группы, которые взяли на себя определенную ответственность и должны стараться обуздывать Азербайджан. Стабильность важна, потому что в мирных условиях мы получаем большие возможности для экономического роста и активности.