http://hayinfo.ru/ru/interview/91999.html
18.05.11
15:50
«Мы не можем оставаться в стороне от миссии «номер один»»

Эксклюзивное интервью первого замминистра обороны Армении Давида Тонояна агентству Медиамакс

- Армянская миссия в Афганистане будет увеличена почти втрое. Чем обусловлено именно такое увеличение численности контингента? Значит ли это, что помимо обеспечения безопасности аэропорта Кундуза, армянские миротворцы будут выполнять и другие задачи? 


- Как отметил в своем выступлении в парламенте на прошлой неделе министр обороны Армении, увеличение численности армянского контингента в Афганистане обусловлено тремя основными обстоятельствами. 

Во-первых, этот шаг исходит из интересов Армении, согласно проводимой нашей страной многоуровневой и инициативной внешней политике,  и демонстрирует наше особенное место в миропорядке эпохи, наступившей после «холодной войны». 

Во-вторых, учитывая заслуги армянских военнослужащих в Афганистане и профессиональное осуществление ими поставленных задач, германская сторона в лице министра обороны обратилась с соответствующим письмом к армянскому коллеге с просьбой о привлечении 2 дополнительных пехотных взводов в состав Международных сил содействия безопасности (ISAF) в Мазари-Шарифе. 

В-третьих, с точки зрения обмена опытом, благодаря участию армянских военнослужащих в составе ISAF, наши подразделения на деле знакомятся с последними развитиями западного военного искусства, в боевых условиях применяют предоставляемое германской стороной самое современное вооружение, военную технику и высокие технологии, перенимают новую тактику. Все это бесценно с точки зрения оборонных реформ и развития ВС Армении. Это не только участие в многонациональных операциях, но и интенсивная подготовка и обучение наших миротворцев. 

Что касается новых задач армянских миротворцев, то одна дополнительная рота неполного состава (81 человек) будет размещена в штаб-квартире регионального командования Север, которое находится в Мазари-Шарифе. Эта рота будет нести ответственность за обеспечение безопасности военного городка и аэропорта Мазари-Шарифа. В то же время, 5 армянских офицеров-инструкторов будут размещены в пехотном батальоне афганской армии в городе Толукан, где займутся подготовкой личного состава.

- В случае обострения ситуации в зоне ответственности немецкого командования допускается ли возможность вовлечения армянского контингента в боевые действия?

- Обеспечение безопасности военного городка и аэропортов само по себе является боевой задачей. В то же время наш контингент выполняет статичную миссию, не выходя за границы военных городков и аэропортов Мазари-Шарифа и Кундуза. Если будут атаки на эти объекты, то, конечно, наш контингент организует эффективную оборону. Что касается 5 армянских офицеров-инструкторов в Толукане, размещенных для тренировки афганского подразделения, то они, вместе с данным подразделением, могут выполнять определенные боевые задачи. 

В то же время, считаю необходимым добавить, что по оценке командования ISAF, вероятность увеличения напряженности ситуации на Севере считается сравнительно низкой. 

- Позволяет ли опыт армянских миротворцев, полученный в Косово, Ираке и Афганистане, говорить о достижении определенного уровня взаимосовместимости с войсками НАТО?


- В данном случае следует говорить не об «определенном», а о достаточном уровне взаимосовместимости. Также следует отметить, что взаимосовместимыми с ВС стран-членов НАТО являются миротворческая бригада ВС Армении, отдельный миротворческий инженерный батальон, а также определенный личный состав из подразделений связи, материально-технических и военно-медицинских подразделений. Последние периодически участвуют в военных учениях в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира» и мероприятиях, связанных с их организацией, в качестве штабных офицеров. 

- Миссия ISAF осуществляется почти 10 лет, и все больше подвергается критике за неспособность реально стабилизировать ситуацию в Афганистане. Армения является одной из немногих стран, которая увеличивает свою миссию в этих условиях. Не является ли это решение рискованным с политической точки зрения?


-  В 2010 году ISAF перехватил инициативу у движения «Талибан», и с этого года постепенно передает ответственность за обеспечение безопасности правительственным силам Афганистана. Что касается нашего участия, то обеспечение и укрепление международной безопасности необходимо не только странам-членам НАТО, но и всем членам международного сообщества, в числе которых находится и Армения.

Следовательно, мы не можем оставаться в стороне от миссии «номер один» по обеспечению международной стабильности и безопасности, которая осуществляется в географически, и, почему нет, геополитически недалеком от нас регионе.   

- Армения - единственная из стран-членов ОДКБ, участвующая в миссии НАТО в Афганистане. Этот факт не создает проблем для Армении в рамках ОДКБ?  

- Участие активного участника ОДКБ – Армении - в миссии ISAF укрепляет связи нашей страны с Североатлантическим Альянсом и странами-членами ЕС, и это делается, исходя не только из интересов нашей страны, но и общих интересов международного сообщества. Эти интересы очевидны, учитывая содействие, оказываемое ОДКБ и нашим стратегическим партнером Россией НАТО в вопросе предоставления транзита по своей территории силам и средствам альянса, направляемым в Афганистан.

В вопросе обеспечения успеха миссии ISAF также велика роль инфраструктурной и материально-технической поддержки, предоставляемой странами-членами ОДКБ – Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном. В этом смысле сложно оценивать, чей вклад из стран ОДКБ более весом, однако, очевидно, что ОДКБ играет существенную роль в деле обеспечения безопасности и стабильности в Афганистане. 

- Можно ли говорить о том, что одним из мотивов участия Армении в ISAF является тот факт, что представители радикальных исламских движений из Афганистана в свое время открыто участвовали в войне против мирного населения Нагорного Карабаха в качестве наемников?


- Отнюдь. Решение президента Армении о нашем участии не обусловлено никакими проявлениями реваншизма или религиозными мотивами. Как я уже отметил, этот шаг имеет достаточно рациональные обоснования, и направлен на сохранение и укрепление международной безопасности и стабильности, в том числе - уменьшение рисков вовлечения в будущие конфликты наемников, выдающих себя за «воинов веры», посредством содействия стабилизации государств.