среда, 30 апреля 2008

Новости

В мире

СНГ

Горячие темы

Аналитические обзоры

Интервью

Официальная Армения

Бизнес в Армении

Недвижимость в Армении


 


СПЕЦПРОЕКТЫ

КУРСЫ ВАЛЮТ

По данным ЦБ от 30/04/2008
USD 307.48 arrow down
RUB 12.99 arrow down
EUR 478.78 arrow down

ПОГОДА

"Нужен амбициозный национальный проект" -заявил в интервью эксперт по управлению Арутюн Месробян

- Г-н Месробян, по единодушному мнению специалистов, сложившаяся в Армении ситуация и мартовские события, являются результатом системного кризиса управления. Что привело нас к этому состоянию?

- Кризисам подвержены все системы, даже стабильные. Но то состояние, в котором мы оказались, это коллапс, являющийся результатом затянувшегося системного кризиса управления. В управляемых системах симптомы кризиса распознаются заранее, что позволяет своевременно принять необходимые меры и избежать коллапса. Но нам это не удалось. Симптомы кризиса долгие годы не замечались. Результат привел в недоумение как общество, так и власть, хотя иного ожидать было трудно. Когда векторы движения власти и общества направлены в разные стороны, напряжение начинает расти и неизбежно приводит к взрыву. Выборы лишь послужили поводом к тому, чтобы выплеснуть накопившееся в обществе недовольство. Есть и другие причины. У нации нет консолидирующей идеи. У государства отсутствует стратегическая программа развития. За 17 лет независимости мы так и не определились, куда мы идем, какое будущее нас ожидает.

- Когда начался системный кризис управления в Армении?

- Это началось в 1991г. Тогда в правительственных кругах доминировала идея, что в новых условиях государство должно минимально вмешиваться в управление и ограничиться регулятивными функциями. Власть самоустранилась от решения насущных проблем, на ключевые должности стали назначаться абсолютно некомпетентные люди. Надежды на то, что в условиях формирования рынка все образуется само собой, естественно, не оправдались. Повальная приватизация привела к остановке большинства промышленных предприятий, в аграрном секторе резко сократился объем производства. Страна впала в тяжелейший экономический кризис, что привело к крайнему обострению социальных проблем. Потом предпринимались попытки перевести деятельность государства в более эффективный режим, но порочная кадровая политика препятствовала успешному управлению. Все подсистемы разлаживались, а это один из основных признаков системного кризиса.

- Но все-таки в последние годы появилась стабильность, вырос уровень материального благосостояния, снизилась безработица. Почему взрыв произошел именно сейчас, а не в более острый период?

- Распространено заблуждение, что материальное благосостояние является для армян приоритетным. Это не так. Резкая поляризация общества, отсутствие справедливости, безнаказанность вызывали крайнее недовольство, которое росло и в конце концов проявилось.

- Во всем виновата власть?

- Власть - показатель состояния общества. Посмотрите, что творится на наших дорогах, где представлены и власть, и все слои общества. Пешеходы, водители, автоинспекторы - все нарушают закон, и все возмущены беззаконием. И так во всем. Каждый, пусть даже по мелочам, нарушает закон, но общество единодушно требует от власти порядка и справедливости. А так не бывает.

- Чего можно ожидать после коллапса?

- После коллапса система не может вернуться к прежнему состоянию. Это - постулат теории управления. Коллапс взрывает систему, но за ним следует период временного затишья. А дальше - или рывок вверх, или резкое падение вниз. Все зависит от того, как власть будет действовать в этот период. Сегодня необходимо максимально удлинить период затишья и безотлагательно принять меры для рывка вверх. В противном случае еще более мощный обвал неизбежен. Настало время радикальных шагов. Это - классика теории управления.

- Что надо делать конкретно?

- Первое: определиться с задачами. Второе: решить, кто и как будет их выполнять. Но важно понять, кого не следует допускать к управлению. Если сразу же вычленить из системы управления неподходящих людей, дальнейшие шаги значительно облегчатся. И третье, что следует знать: те, кто ставит задачи, и те, кто в состоянии их выполнить - совершенно разные люди. Функции должны быть четко разделены, иначе результата не будет. Надо безотлагательно внедрить в общество очень амбициозную идею и вывести народ из мифологических ловушек типа того, что мы не способны иметь нормальное государство.
У нас есть серьезная проблема самоидентификации. Наша история часто доказывает обратное тому, что мы думаем о себе. Рассмотрим пример Киликии. Это был единственный в мировой истории масштабный проект, когда этническое меньшинство вне автохтонной территории в очень опасный период истории при многофакторных угрозах создало образцовое государство, которое просуществовало более 300 лет. Кстати, это больше, чем существует такая мощная держава, как США. Есть и масса других подобных примеров. И вот что еще чрезвычайно важно понять. Постановка национальных задач, управление подсистемами и системой в целом требуют глубоких профессиональных знаний, в первую очередь в области управления. Кадровую политику надо менять безотлагательно, если мы не хотим новых потрясений. Нужно максимально привлекать в государственные структуры интеллектуальную элиту, профессионалов высокого класса, они у нас пока еще есть. Именно эти люди должны разрабатывать стратегию развития государства. У определенной категории лиц это вызовет недовольство. Критерий профессионализма при подборе кадров руководителей в последние годы вышел из обращения. Решения должны приниматься только элитой и осуществляться пусть даже авторитарными методами. В 20-е годы минувшего века в разгромленную Армению приглашали лучших специалистов-армян, которые достигли высокого уровня в других странах, и они начали заново выстраивать все подсистемы. Несомненно, это кому-то не нравилось, но этим людям была предоставлена возможность вывести Армению из разрухи авторитарными методами, что дало быстрый и убедительный результат.

- Вы предлагаете ввести авторитарные методы управления? Но ведь весь мир неустанно твердит о демократии. . .

- Надо отличать популистские заявления от реальности. Когда говорится о демократии, то практически во всех случаях речь идет о форме, а не о сути явления. Где вы видели демократию? В США?
Да, там любой гражданин может стать кандидатом в президенты, но только лишь кандидатом. Решения такого уровня принимаются в определенных кругах, а дальше следует мощное демократическое шоу на основе четко отработанных технологий. И все общество верит, что решения принимаются большинством. Когда Сингапур начал экономический взлет, Запад постоянно обвинял его в авторитаризме и отсутствии демократии. Но страна пошла своим путем, и сегодня Сингапур в числе самых благополучных стран мира, крупнейший банковский центр. А ведь это всего лишь город-государство, стартовые возможности которого были гораздо ниже тех, которые имеет сегодня Армения. Нужно просто грамотно ставить задачи и решительно их выполнять.

- Возможно, в случае с Сингапуром все складывалось иначе, но Армения постоянно подвергается вмешательствам извне. Мы - очень небольшая страна, нация рассеяна по всему миру, регион сложный. Трудно предположить, что, даже мобилизовав все ресурсы, мы сможем принимать решения самостоятельно.

- А это еще один из очень опасных национальных мифов. Почему мы так убеждены в своей зависимости и беспомощности, почему мы постоянно думаем о том, что нам позволят, а что нет? Как отреагирует Запад на те или иные решения, постановку национальных задач? Кто-то выбирает для Армении модель экономического развития, считает, что нам положено заниматься только переработкой сельхозпродуктов и туризмом. И мы послушно тормозим развитие других отраслей, в которых имеем реальные перспективы. У нас есть свое независимое государство, имеющее достаточный потенциал для успешного современного развития. Надо рассчитывать на себя, отказаться от того, что Нжде называл политическим попрошайничеством.

Приведу свежий пример. На приеме после инаугурации М. Брайза говорит: "Мы считаем вас умным народом". Не будем говорить о политкорректности. Такое высказывание должно вызвать жесткую реакцию всего общества, но уверен, что большинство граждан это не оскорбило, скорее наоборот - дескать, нас оценили. Мы позволили это. Вот в чем беда. Кто-то дает нам рекомендации, грозит санкциями. В кризисе оказались мы, а не Запад, и мы должны из этого состояния выходить, используя весь потенциал нации. Имеющиеся интеллектуальные ресурсы позволяют решить все стоящие перед нами проблемы. Как-то один из израильских политических лидеров сказал, что, если бы они выполняли рекомендации мирового сообщества, Израиль как государство перестал бы существовать. Каждая нация имеет свой мейнстрим. Вот с этим как раз и надо определиться.

- Но ведь к нам могут применить экономические санкции. . .

- Если речь идет о кредитах, финансировании каких-то программ и т. д. , то в Армении давно нет проблемы денег, есть проблема их целевого использования. А успех далеко не всегда определяется логикой и математическими расчетами. Дело не в том, сколько у страны денег, какая у нее территория и население. Римская империя пала на пике своего могущества и процветания, потому что в обществе были разрушены базовые ценности. Можно привести массу исторических примеров, когда успех достигался вопреки логике. Разве мы должны были победить в Карабахской войне, не имея армии и при наличии превосходящего по численности противника? Но мы победили. Разве мы должны были отстоять Армению в Аварайрской битве? По логике - нет. И все же есть факторы, которые не укладываются в расчеты. Это - дух народа. Его невозможно измерить. Но именно этот фактор и сохранение нравственных ценностей играют решающую роль.

- То есть вы настроены оптимистически?


- Безусловно. Но необходимо выполнить ряд важных условий. Нужен очень амбициозный национальный проект, который даст импульс к развитию страны на новом уровне. Таких проектов было немало в нашей истории. Это принятие христианства, создание письменности, Киликийское царство и т. д. Во всех этих случаях создавались условия для сохранения и развития нации. В связи с принятием христианства хотелось бы обратить внимание на некоторые особенности. Наряду с безусловно определяющей духовной значимостью христианство - это еще и глобализационный проект. Причем после Халкедонского собора 41г. ресурсы глобализационного проекта были использованы в локальных интересах сохранения и развития нации. Когда Европа находилась в упадке, Армянская церковь сумела заменить государство, служила консолидации нации, способствовала развитию культуры и науки. Кстати, идеи Коперника и Дж. Бруно были сформулированы армянскими учеными задолго до них. Настало время нового национального проекта. И если к его разработке и осуществлению будет привлечена интеллектуальная элита, мы не только выйдем из состояния кризиса, но и добьемся небывалых успехов. Новый президент РА имеет реальные шансы войти в историю.

Интервью передает ГА.
Автор Гаянэ Сармакешян.


18 апреля 2008 11:39
Загрузка...