По данным ЦБ от 07/06/2008 | |
---|---|
USD | 307.48 |
RUB | 12.99 |
EUR | 478.78 |
Стремление США как можно скорее вытеснить Россию из Кавказа и получить полный контроль над энергоресурсами Каспия и Центральной Азии ударяет в первую очередь по Армении.
Азербайджан прилагает все усилия для полной изоляции Армении от региональных транспортных проектов. Очередным подтверждением этому стал прошедший накануне в Баку саммит ГУАМ, на котором вновь был поднят вопрос о строительстве новых транспортных коридоров. На этот раз был озвучен проект железной дороги от Черного моря до Южной Кореи.
Инициатором этого проекта является Украина, не исключающая возможности подключения к нему Турции, Азербайджана и Грузии. По словам посла Украины в Азербайджане Бориса Климчука, в будущем этот маршрут может присоединиться к Великому Шелковому Пути, и достигнуть Южной Кореи.
Надо сказать, что усилия Баку пока приводят к некоторым успехам, что объясняется доминированием политической составляющей все этих проектов. Экономика здесь явно на втором месте. И так как Армения в политическом плане неинтересна основным игрокам, то предпочтение, естественно, отдается Грузии и Азербайджану. Есть еще немаловажный фактор Турции, которая в стремлении стать региональной державой начинает диктовать свои правила игры, созвучные американским. Именно в этом контексте следует рассматривать предстоящий в начале июня визит премьер – министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Нахичеванскую автономную республику. Как сообщает Turkish Daily News, в ходе визита турецкий премьер встретится с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. На встрече будут обсуждены проекты социально-экономического развития региона, таких как строительство железной дороги Карс-Нахичеван и газопровода Эрзрум-Нахичеван.
Немалую лепту вносит в изоляцию Армении и Грузия, активно участвуя в строительстве железной дороги Карс-Ахалкалаки-Баку, которую уже называют дорогой Баку-Анкара. Вольно или невольно Армения становится заложником собственной политики, ориентированной в основном на Россию, как гаранта безопасности в случае возобновления военных действий в Нагорном Карабахе или, не дай Бог, возникновения напряженности на армяно-турецкой границе. Впрочем, последнее маловероятно, однако совсем упускать из виду такой сценарий тоже нельзя. Стремление США как можно скорее вытеснить Россию из Кавказа и получить полный контроль над энергоресурсами Каспия и Центральной Азии ударяет в первую очередь по Армении. Правда, даже если Ереван сменит приоритеты внешней политики, нет никакой гарантии, что те же США изменят маршруты трубопроводов или железной дороги. Единственное, что может поменять маршрут трубопроводов – это активизация боевиков Курдской рабочей партии (РКК) на пути транспортировки нефти.
Нелишне отметить, что и в российских проектах «Южный поток» и «Север-Юг» Армении почти ничего не светит. Кстати, отказ правительства США финансировать дорогу Карс-Баку, вызван не симпатией к Армении, а чистым прагматизмом. Одно дело, вкладывать деньги в нефтепроводы, другое – в проблемную железную дорогу, окупаемость которой, несмотря на заверения Баку, весьма сомнительна.
Не все ладно и с широко разрекламированным проектом Nabucco. Nabucco gas pipeline International заявила об увеличении более чем в 1,5 раза стоимости строительства газопровода Nabucco, до 7,9 млрд. евро. В сообщении, размещенном на официальном сайте проекта, говорится, что стоимость проекта Nabucco выросла на фоне роста цен на нефть и спроса на сталь. Консорциум проекта провел пересмотр капитальных затрат на основе оценок материального снабжения и услуг поставок для реализации проекта строительства газопровода. Согласно новым оценкам, проекту требуется 2 млн. тонн стали, 200 тыс. труб и более 30 компрессорных агрегатов. По газопроводу Nabucco будет поставляться газ из Азербайджана и Центральной Азии в страны Европейского Союза. Из Центральной Азии до Nabucco газ может быть доставлен по планируемому Транскаспийскому газопроводу, который будет проложен по дну Каспия. Трубопровод, начальной пропускной способностью около восьми млрд. кубометров в год, намереваются построить к 2012 году. Первые поставки газа должны начаться в 2013 году. Если он будет к этому времени закончен. Рост цен на нефть будет продолжаться, доллар пока падает, и в условиях нынешнего состояния мировой экономики проект может просто быть отложен на неопределенное время. Строительству нефтепровода Баку-Джейхан предшествовали 10-летние переговоры, и не будь Гейдара Алиева, он так и не был бы построен. Нынешний президент Азербайджана, к сожалению, или к счастью, не обладает ни связями отца, ни его дальновидностью.|Аналитический отдел «PanARMENIAN.Net»