Грузия лишь очередное поле битвы за влияние в кавказском регионе
"Кавказ - это важнейший для Европы регион, так как он обладает важнейшим экономическим и социальным потенциалом. Европа не может чувствовать себя в полной безопасности, если кавказские государства находятся вне системы общей европейской безопасности". Эти слова были сказаны нынешним верховным комиссаром Евросоюза по внешней политике и безопасности Х. Соланой в 1997 году. В данном заявлении смело можно заменить "Европа" на "Соединенные Штаты", т.к. именно Америка играет ключевую роль в европейской политике, о чем свидетельствует завершение многолетней эпопеи с развалом Югославии и предоставление независимости Косово вопреки всем международным нормам.
Кавказский регион объявлен зоной интересов США по двум основным причинам: во-первых, это нефтеносный район Каспийского моря и транзита газа из Средней Азии, а во-вторых, плацдарм для создания своих военных баз и оказания давления на Россию. Для достижения своих целей нынешняя администрация Дж. Буша проводит планомерную политику в регионе. И результаты этой политики налицо - Грузия готовится вступить в НАТО. Как показал прошедший в Бухаресте саммит, американская администрация вопреки протестам и возражениям Европы продолжает всецело поддерживать это решение и усиленно перевооружает грузинскую армию. Вместе с тем президент М. Саакашвили грозит чуть ли не войной России в ответ на инициативу депутатов Госдумы признать Абхазию и Южную Осетию. Ситуация накаляется постоянными провокациями грузинского руководства в адрес российских миротворцев в зоне грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. Эти провокации являются частью четко спланированной информационной кампании, которую развернула Грузия против России с приходом к власти М. Саакашвили и его сторонников. Набор методов обширен: от дезинформации в адрес российских миротворцев о нарушении ими мирных договоренностей до обвинений в избиении местных жителей, от антироссийских заявлений официальных лиц в Тбилиси до обстрелов осетинских сел в зоне конфликта.
С приходом к власти в 2004 г. Михаил Саакашвили делает резкие заявления, обвиняя Россию в попустительстве сепаратистским устремлениям властей Южной Осетии и Абхазии, не желающих урегулировать отношения с Грузией. Обвиняя Россию в пристрастности, Саакашвили выражает желание заменить российский миротворческий контингент войсками НАТО, которые бы обладали полицейскими функциями, или, по крайней мере, дополнить российские войска подразделениями других стран СНГ, например Украины, что не противоречит мирным соглашениям, которые подписывались на уровне глав СНГ. Однако тратить свои деньги на содержание миротворцев Украина, видимо, пока не торопится. Начиная с лета 2004 года набирает силу новый виток политического и информационного противоборства Грузии и России. В конце мая 2004 г. в зону грузино-осетинского конфликта, где имеют право находиться только российские, грузинские и южноосетинские миротворческие силы и сотрудники местных правоохранительных органов, грузинская сторона перебросила подразделения своих Внутренних войск с тяжелой военной техникой. Представители миссии ОБСЕ в Грузии заявили, что это является "грубейшим нарушением ранее подписанных соглашений". Со второй половины июля 2004 г. на территории Южной Осетии происходят регулярные обстрелы города Цхинвали, осетинских и грузинских сел из стрелкового оружия, гаубиц и минометов. На этом фоне руководство Грузии заявляет о неспособности российских миротворцев осуществлять возложенные на них обязанности по поддержанию мира, а сам Саакашвили с оглядкой на Вашингтон впервые говорит о возможной войне с "имперской Россией".
Насыщенным пропагандистскими акциями с грузинской стороны был 2006 год. Тбилиси регулярно пытается дискредитировать российских миротворцев, используя при этом любой подходящий повод. Так было и в случае с ДТП, произошедшим в начале февраля 2006 г. около села Ткиави. Под предлогом разбора ДТП, в котором столкнулись грузовик российских миротворцев и легковая машина, происходило демонстративное наращивание грузинского военного присутствия в районе происшествия путем переброски свыше 500 военнослужащих подразделений военной полиции и Горийской бригады Вооруженных Сил Грузии. Однако грузинской стороне не удалось спровоцировать миротворцев на применение оружия.
Провокации имеют место также и на политическом уровне. Так, в феврале 2006 г. парламент Грузии принял постановление, в котором обвинил Россию в аннексии грузинской территории и поручил правительству пересмотреть Дагомысские соглашения 1992 г., предусматривающие создание смешанной контрольной комиссии по урегулированию югоосетинского конфликта и ввод российских миротворцев в зону конфликта. А уже спустя полгода грузинские парламентарии приняли другое постановление, в котором поручили правительству "незамедлительно начать процедуры по прекращению миротворческой операции и выводу из Грузии миротворческого контингента, находящегося в стране под эгидой СНГ". На фоне политических антироссийских заявлений "партия войны" проводит силовую акцию по захвату верхней части Кодорского ущелья. В июле 2006 г. в нарушение всех мирных договоренностей в ущелье были введены подразделения грузинских ВС и МВД (до 1,5 тыс. человек) для проведения так называемой спецоперации против местных вооруженных формирований Э. Квициани, отказавшегося подчиниться грузинским властям.
Эти действия, безусловно, были согласованы с Вашингтоном. "Законными" их назвал заместитель госсекретаря США по странам Европы и Евразии М. Брайза, что придало смелости грузинским политиканам не подчиниться резолюции Совбеза ООН №1716 и не вывести из ущелья свои военные формирования, которые остаются там и сегодня.
Желание США вытеснить Россию из Кавказского региона, а следовательно из мирного урегулирования грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов, толкает грузинское руководство на проведение все новых и новых антироссийских акций. Очередная провокация имела место 6 августа 2007 г., когда, по информации МВД Грузии, российский самолет Су-24 "нарушил воздушное пространство страны" со стороны России в районе Казбеги. В зоне грузино-осетинского конфликта самолет якобы сбросил радиоуправляемую ракету. Су-24, как сообщается, был зафиксирован радарами Минобороны и гражданской авиации Грузии. Начальник Генерального штаба Ю. Балуевский заявления грузинских властей назвал "сознательной провокацией" в адрес России и миротворцев.
Апофеозом всех провокационных действий грузинской стороны последних лет, направленных против России, можно назвать инцидент, произошедший в конце октября 2007 г. около села Ганмухури на границе с Грузией. Представители грузинской полиции попытались остановить патруль миротворцев. За попытку применения физической силы и расправы над российскими военнослужащими полицейские были задержаны и обезоружены. Грузинской же стороне действия миротворцев видятся как "неспровоцированное нападение". Вскоре на место происшествия в сопровождении спецназа прибыл президент Грузии М. Саакашвили. Он объявил командующего Коллективными силами по поддержанию мира (КСПМ) в зоне конфликта С. Чабана персоной нон грата и пригрозил в дальнейшем открывать по миротворцам огонь.
В доказательство того, что данное происшествие явилось спланированной провокацией, можно привести следующие очевидные факты. Во-первых, Саакашвили прибыл в Ганмухури в кратчайшие сроки, несмотря на занятость и плотный график первого лица государства, а во-вторых, данное событие предшествовало митингу оппозиции в Тбилиси и было попыткой отвлечь внимание общественности и переключить его на миротворцев.
С каждым годом антироссийская истерия в грузинских СМИ растет в геометрической прогрессии. Пропагандистская машина в Грузии работает против России ежедневно. В массовом сознании усиленно формируется образ России-врага, который "оккупирует непризнанные государства", "проводит политические диверсии" и "использует энергетические ресурсы в своих политических целях". Регулярно в СМИ Грузии появляются заявления официальных властей об очередных псевдообстрелах грузинских сел, "об избиениях миротворцами грузинских мужчин и изнасилованиях женщин", о милитаристских планах России. Наглядный тому пример - известие о якобы прошедшем в ноябре 2007 г. усилении миротворческого контингента в Абхазии. 12 ноября государственный министр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Д. Бакрадзе заявил, что со стороны России в порт Очамчира введены дополнительные силы в количестве 500 человек, тяжелое вооружение и военная техника. Даже после опровержения этих заявлений спецпредставителем Генсека ООН в Грузии Ж. Арно на грузинских каналах появилась запись, "доказывающая" ввод в непризнанную республику дополнительных миротворческих сил. На видеопленке действительно запечатлено перемещение российских войск и боевой техники в Абхазии, но на кадрах - российские десантники. Однако таких подразделений в составе КСПМ нет уже более 10 лет, а видеозапись, демонстрирующая колонны войск, - 14-летней давности. Именно в 1994 г. началась миротворческая миссия России в зоне грузино-абхазского конфликта с вводом частей и подразделений ВДВ. Не случайно на кадрах в левом нижнем углу вместо даты съемки - черный квадрат. Подобные достаточно грубые методы схожи с теми, которые применяли американские журналисты и политтехнологи в Косово в 1998 г., чтобы подготовить общественное мнение к предстоящей бомбардировке Югославии.
За последние годы России удалось укрепить свои позиции на мировой арене, ее политический вес вырос. Это, конечно же, не устраивает Соединенные Штаты, которые не приемлют конкуренции как единственная сверхдержава. Грузия - это лишь очередное поле битвы за влияние в Кавказском регионе. Главной целью Вашингтона на Кавказе является нейтрализация России. Для этого в первую очередь надо вытеснить российских миротворцев из зон конфликтов, максимально интернационализировать миротворческие силы. Именно с этой целью руководство Грузии проводит полномасштабную информационную войну против России и ее миротворческих сил, применяя при этом самые различные методы психологической и политической борьбы. /ВПК .Виктор КОНОНОВ