Одна из бактерий, обитающих в слизистой носа, избавляется от соседей-конкурентов с помощью противомикробного «химического оружия».
Бактерии умеют очень хорошо приспосабливаться к антибиотикам, и сейчас часто можно услышать о самой настоящей гонке вооружений между микробами и людьми.
В поисках новых лекарств, которые преодолели бы бактериальную устойчивость к антибиотикам, медики и биологи идут на всё более хитроумные уловки: на предмет новых антибактериальных веществ исследуются микроорганизмы, которые вообще невозможно выращивать в лаборатории, предпринимаются попытки создать лекарство, похожее на вирус, и т. д.
Новый, совсем уж удивительный источник противомикробных средств описывают в своей статье в Nature исследователи из Тюбингенского университета: очередной многообещающий антибиотик они нашли не где-нибудь, а в человеческом носу.
По статистике, у каждого третьего человека в носовой полости можно найти золотистого стафилококка Staphylococcus aureus, который, просто сидя на коже или на слизистой, ведёт себя прилично, но, попав в организм, может вызывать самые разные заболевания, от фурункулов до пневмонии и сепсиса.
Кроме того, золотистый стафилококк известен штаммом MRSA, обладающим множественной лекарственной устойчивостью. «Супербактерия» MRSA давно стала головной болью для медиков: так, в США от устойчивого к антибиотикам стафилококка ежегодно умирают около 10 тыс. человек; понятно, почему S. aureus пользуется повышенным вниманием со стороны медиков и биологов.
И вот Бернхард Крисмер (Bernhard Krismer), Андреас Пешель (Andreas Peschel) и их коллеги захотели узнать, почему эта бактерия встречается не в каждом носу. Оказалось, что всё дело в конкуренции между разными микробами. В слизистой носа живут и другие стафилококки, не только стафилококк золотистый. Однако среда обитания здесь скудна питательными веществами, так что бактерии всё время ищут способ избавиться от конкурентов. Одно из таких веществ, синтезируемое стафилококком S. lugdunensis, получило название люгдунин (lugdunin): с его помощью S. lugdunensis вытесняет из слизистой носа S. aureus.
По словам авторов работы, люгдунин подавлял рост золотистого стафилококка и в культуре клеток, и на коже мышей, и, что особенно важно, он был эффективен не только против обычного S. aureus, но и против лекарственно-устойчивого MRSA. Причём MRSA даже спустя месяц так и не смог стать устойчивым к новому средству.
Антибиотики в большинстве случаев представляют собой химическое оружие, с помощью которого одни бактерии (или грибы) борются с другими. Люгдунин тут не исключение: S. lugdunensis весьма эффективно использует его против S. aureus – из 187 людей, у которых проанализировали состав микрофлоры носа, у 60 человек был золотистый стафилококк, у 17 – S. lugdunensis, и только у одного – обе бактерии вместе.
Возможно, когда мы узнаем механизм действия нового антибиотика, его тоже можно будет сделать мощнее. Саму бактерию S. lugdunensis использовать в качества лекарства не выйдет, поскольку, как считается, она связана с инфекциями глаз, кожи, суставов и даже сердца.
Самое необычное здесь то, откуда достали очередное антибактериальное вещество – не из почвенных бактерий, не из подземных пещер, а из собственной микрофлоры человека. Сообщества микроорганизмов, которые живут у нас в носу, на коже, в слизистой глаза, на протяжении долго времени учились бороться с конкурентами, так что на исключено, что наши собственные микробы могут стать свежим источником ещё не испробованных антибиотиков.
Впрочем, не стоит забывать, что в принципе использование антибиотиков в последнее время сталкивается с растущим скептицизмом: способность бактерий приспосабливаться к ним кажется безграничной, и пусть тот же золотистый стафилококк не смог стать устойчивым к люгдунину за тридцать дней – он станет таким через полгода или через год.
Так что параллельно с поиском новых антибиотиков лучше искать и какие-то другие, принципиально иные способы бороться с бактериальными инфекциями.