В Армении наблюдается резкий рост числа преступлений против детей, заявил в среду председатель Следственного комитета Армении Агван Овсепян на открытии международной конференции «Расследование преступлений с участием несовершеннолетних» в Ереване.
Статистика указывает, что рост этого показателя в значительной степени приходится на преступления сексуального характера. Так, в 2015 году в производстве Следственного комитета Армении находилось 131 уголовное дело, связанное с преступлениями сексуального характера, в 84 из них жертвами были дети. По 2016 году та же статистика выглядит страшнее: 157 преступлений и 110 несовершеннолетних жертв, а в 2017 таких дел было 161, по которым жертвами проходил 101 ребенок.
В основном это подростки 14-16 лет, самой младшей из жертв было 4 года.
«Мы живем в эпоху глобализации, несовершеннолетние тоже к этому причастны. Они, исходя из своих возрастных, психологических, социальных и иных качеств могут попасть под влияние третьих лиц», — отметил Овсепян, представляя тревожную статистику.
С начала года в Армении уже возбуждены уголовные дела по факту насилия над детьми: одно дело по статье убийство; четыре — убийство по неосторожности; шесть — доведение до самоубийства, девять — нанесение тяжких телесных повреждений; 22 — изнасилование и насильственные действия сексуального характера.
Участники конференции констатировали, что насилие в отношении детей все больше переходит в виртуальную сферу.
«Находясь в одной стране, педофил может безнаказанно совращать ребенка в другом конце земного шара. Компьютерные технологии и интернет дали преступникам возможность безнаказанно проникать в душу ребенка, манипулировать его сознанием, разрушать неокрепшую детскую психику», — сказала заместитель председателя СК России Елена Леоненко.
Интернет-преступники не только распространяют порнографию, но и могут довести ребенка до суицида.
«Вы, конечно, слышали о так называемых «группах смерти». В сетях дети обмениваются информацией, которая для них совсем не предназначена. Подростки читают не Толстого, Довлатова или мемуары Маршала Баграмяна, их манит культ американских школьников, устроивших «Колумбайн», — подчеркнула Леоненко.
По ее словам, тревожная статистика вынуждает российских следователей обращать особое внимание на роль интернета в преступлениях подобного рода.
«Следователи были ориентированы на то, чтобы в ходе процессуальных проверок и расследований уголовных дел по фактам самоубийств подростков устанавливать круг их общения, переписки в сети», — отметила глава управления процессуального контроля за расследованием отдельных видов преступлений СКР Евгения Минаева.
В результате, по ее словам, в 2015 году из всех подростков, совершивших самоубийство или покушавшихся на суицид, в «группах смерти» состояли трое. В 2016 году — уже двадцать человек, а лишь за первые 6 месяцев 2017 года — 300.
Елена Леоненко подчеркнула, что в современном мире успешная борьба с преступностью возможна «лишь совместными усилиями всех государств, и обмен опытом между правоохранительными органами является непреложным условием ее эффективности».