Празднование Нового года у армян имеет многотысячелетнюю традицию. Согласно дошедшим до нас историческим свидетельствам, в разные века армяне отмечали три новогодних праздника: Аманор, Навасард и 1 января.
До XXV в. до н. э. наши предки встречали Новый год, именуемый Аманор, 21 марта — в день весеннего равноденствия. Этот выбор не был случайным. В древние времена армянские жрецы, основываясь на своих наблюдениях, убедились, что природа пробуждается в начале весны. Кроме того, это и также рождения языческого бога Ваагна, в которого древние армяне верили почти 10 тысяч лет назад.
Как оказалось, древние обычаи имеют важное значение также и для современных армян. Так, накануне в Ереване прошло мероприятие, посвященное Аманору, которое сопровождалось ритуальными песнями и плясками, а также традиционным угощением. Участники смогли попробовать традиционные блюда армянской кухни, не столь популярные в наше время.
Вегетарианство – основа празднования Аманора
Как рассказала агентству «Новости-Армения» одна из инициаторов мероприятия, эколог Карине Паносян, весенний Новый год армяне называли «Цахкамут», и он символизировал возрождение природы.
«Кроме того, 20 марта с 1985 года отмечается в мире, как День без мяса. Традиционный Аманор был основан на принципе преклонения природе в отличие от современного Нового года, где преимущество на праздничных столах отдается мясным блюдам», — отметила Паносян.
По ее словам, на традиционном новогоднем столе во время Аманора всегда были блюда из зерновых, сухофрукты и зелень.
«Таким образом, Аманор был вегетарианским праздником. По этой причине вместе с главой общественной организации «Развитие и сохранение армянских кулинарных традиций» Седраком Мамуляном мы решили придать новое дыхание и возродить старый армянский Аманор, который отличался интересными и красивыми обрядами», — подчеркнула Паносян.
Главные блюда Аманора – кашика и тарехац
Как рассказал Седрак Мамулян, основными традиционными блюдами армянского Аманора были кашика и тарехац.
«Мы приготовили сегодня оба этих блюда. Кашика — это разновидность арисы, и отличается от нее лишь способом приготовления. Если в процессе приговления арисы ее надо все время перемешивать, то для кашики другая технология — на ночь смешиваем в соответствующих пропорциях мясо, воду и пшеничную крупу (дзавар), отпуская блюдо в тондыр. Уже утром блюдо готово и не нуждается в перемешивании и сбивании», — рассказал Мамулян.
Он добавил что идея «тарехаца» заключалась в том, что в хлебе прятали «счастливые монетки». «Тому, кому доставалась кусок монетка, сулили удачу в будущем году», — отметил Мамулян.
По его словам, на праздничном столе в основном присутствовала пища растительного происхождения, приготовленная из различных круп и разновидностей зелени.
«Сегодня мы также приготовили праздничный десерт, которым угостим наших гостей», — отметил Мамулян.
Армяне – исторические вегетарианцы
Другой инициатор мероприятия, глава ОО «Ассоциация молодых историков», кандидат исторических наук Лилит Мкртчян отметила, что обычаи народа продиктованы его образом жизни.
«Историческая среда, в которой мы оказались и сформировались как народ, а также все имеющиеся там дары природы помогли нам организовать свой дальнейший образ жизни. Ничто не бывает случайным. Вегетарианство — вовсе не формальность, присущая 21 веку, в древние времена гораздо труднее была охотиться на животных, чем собирать различные травы и плоды», — отметила Мкртчян.
Говоря о праздновании Аманора, она добавила, что традиции празднования этого дня отличались в разных регионах. «В одних местах тарехац раздавали по числу членов семьи, в других местах по числу месяцев года, чтобы понять, какой месяц будет наиболее удачным для семьи», — рассказала Мкртчян.
Она добавила, что в древние времена предметом особой гордости хозяев на праздничном столе были не мясные блюда, а выращенными собственными усилиями плодами.