В середине августа в Баку состоялся визит президентов России и Ирана. Его результаты уже давно всем известны, но он был примечателен совсем другим — соглашения в рамках бакинского саммита показали насколько далеки от реальности надуманные угрозы, о которых говорит сегодняшнее российское руководство, и насколько легко их игнорировать в случае наличия прагматичного интереса.
Помните — любимый всеми советский мультик про кота Леопольда? «Ребята, давайте жить дружно»..
Визит — как раз о этом. О том, что если у всех сторон есть желание найти общий язык, то он обязательно будет найден.
Как известно, у России со странами Южного Кавказа — отношения сложные и неоднозначные. Всякий раз, когда делаются попытки объяснить — с чем это связано?— ответы всегда получаются какие-то слишком уж поверхностные. На первый взгляд они кажутся убедительными, но если подойти к ним рационально — то в них ничего нет, только пустота.
Не будем говорить о таком фантоме, как членство какого— либо из бывших государств СССР в НАТО, которое воспринимается Россией чуть ли не как смертельная угроза, при том, что Северо-атлантический альянс уже давно не представляет никакой опасности ни для кого, кто хоть чуть-чуть сильнее Ливии. А уж о том, как НАТО всячески пытается уйти от любой конфронтации с Россией — мы все видели в ходе событий вокруг Украины.
Но есть и другие факторы, которые приводятся в качества объяснения сложным отношениям Москвы с бывшими республиками СССР на Кавказе.
К примеру, много разговоров о том, что Россия не хочет, чтоб нефте- и газопроводы из региона шли в альтернативных направлениях. Вроде бы убедительно, но если спросить — «Почему, в чем проблема, чем России мешает изобилие трубопроводов?».
Сугубо практически — никакой реальной причины тут нет. Даже если будет построено пять Набукко или ТАНАПов — это никак не повлияет на возможности по экспорту российских энергоносителей. Мир большой, население растет, каждый год различные крупные страны прибавляют в своих экономиках процент— другой, соответственно, растет спрос на энергию.
Места хватит всем без исключения, и даже еще дефицит останется.
Иногда сама жизнь показывает беспочвенность таких подозрений. Помните нефтепровод Баку-Джейхан, одну из главных страшилок российской полит-экономической элиты 90- х годов? Помните сколько алармистских предположений было вокруг него, сколько ток-шоу и дискуссий было посвящено тому, что «благодаря этому проекту Закавказье выходит их сферы влияния России», «Москва перестает контролировать маршруты поставки нефти на мировые рынки» и прочая чушь?
И что? Вот уже более 10 лет БТД вполне себе исправно работает. И что же случилось ужасного? Обвалился мировой рынок нефти? Весь мир стал воротить нос от российской нефти и полностью переключился на Баку-Джейхан? Что, Россия не может продать никому свою нефть, бюджет не наполняется, пенсионеры не получают денег, и в знак протеста выходят на улицы стуча в пустые кастрюли?
Да нет вроде бы. Работает себе Баку-Джейхан, ну и работает, а цены на нефть все эти годы росли. И вокруг чего тогда был такой сыр-бор?
А сколько шума была вокруг газопровода Баку-Эрзерум, который теперь практически никто и не замечает — ну идет себе газ и идет…
Ну и конечно, легендарный, воспетый в сотнях аналитических материалов российских экспертов газопровод Набукко срыв которого стал чуть ли не главной внешеполитической задачей РФ….
Что ж, вместо Набукко пока — ТАНАП, который также воспринимается российским экспертным сообществом как поражение Москвы и показатель антироссийской политики Баку, Тбилиси, и Анкары. Чуть ли не как публичное унижение.
А вот я вам скажу, что будет после того, как ТАНАП начнет работать — да ничего не будет. Будет он себе работать и все. Как и на нефтяном рынке, так и тут — места хватит всем. И ТАНАПу, и Набукко, и Южному потоку, и Северному, и Восточному с Западным, которых пока еще нет…
Все эти эмоции, теории заговора, поиски скрытого смысла и вездесущей руки Госдепа — полнейшая чепуха.
В последние месяцы появилась еще одна страшилка — Великий шелковый путь, один из маршрутов которого должен пойти по Южному Кавказу. И снова — невротические реакции экспертного сообщества, политиков, депутатов Госдумы. Снова восприятие произошедшего как измены, попытки откуда-то куда-то и кого-то выдавить….
Хотя и тут — в общем обсуждать особенно нечего. Китай большой, его экспорт в Европу потянет на 10 шелковых путей. Даже если после завершения строительства железнодорожной магистрали Баку-Карс, нашему маршруту удастся оттянуть на себя пару миллионов тонн китайских грузов — это все равно, мелочь по сравнению с экспортным потенциалом Поднебесной.
То, что для нас — большие доходы от транзита китайских грузов по Южному коридору — для России — всего лишь потеря грузооборота в пределах статистической погрешности…
Бакинский саммит наглядно показал, том, что где есть понимание практических интересов — там всегда можно найти взаимоприемлемое решение.
Ну вот например, выяснилось, что параллельно с маршрутом Азия-Азербайджан-Грузия-Турция-Европа, вполне возможно развивать маршрут Иран-Азербайджан-Россия.
Без истерик, без нанятых экспертов, которые со всех экранов будут уверять аудиторию в том, что все стратегические проекты по территории Южного Кавказа задуманы исключительно с одной целью — насолить России.
Вдруг выясняется, что никто ничего против Москвы не задумывает, и все стороны, включенные в один проект, вполне договороспособны и могут принимать участие в других. И что это никакой не вашингтонский обком все придумал, и теперь нас заставляет.
Почему Москве нельзя точно так же относиться и к остальным спорным вопросам? Почему бы наконец не понять, что на Южной Кавказе не существует никакой антироссийской политики, и сотрудничество между Тбилиси, Баку, и Анкарой — оно прогрузинское, проазербайджанское и протурецкое, но никак не антироссийское?
Как говорится — «могут если захотят».
Стоило захотеть — и смогли. Спокойно отложить в сторону надуманные претензии и договориться о том, что представляет взаимный интерес.
Проект — выгодный всем сторонам, в том числе Азербайджану, который теперь будет иметь не один выгодный транзитный маршрут, а два. От этого всем либо хорошо, либо в худшем случае — никак… И как видим, вашингтонской обком тоже молчит — мало ли о чем там между собой договариваются Москва, Баку, и Тегеран…
Новые договоренности не грозят проекту «Южный Коридор»? Нет? Ну и ладно… Тогда нет проблем.
А уж фраза Путина о том, что «рассматривается возможность совместной эксплуатации трубопроводов»….
Заметьте, пока сугубо гипотетически, но речь все-таки идет о трубопроводах, которые Россия усиленно саботировала, проекты, которые всем возможностями пыталась сорвать..
И вдруг сейчас, в середине 2016 года выясняется, что оказывается эти проекты не ставят перед собой целью уничтожить Россию, и лишить ее православия. Оказывается, ужасный Баку-Джейхан вполне может использоваться Россией, и представьте себе, нефть от ужаса не превратится в воду…
Что ж… может хватить тогда искать черную кошку в темной комнате, в которой ее не только нет, но и никогда не было?
Быть может прав был кот Леопольд: «Давайте жить дружно»?