Взаимосвязаны ли процесс карабахского урегулирования, полноценное членство Армении в ЕАЭС, а также участие страны в проекте европейского «Восточного партнерства» — рассуждает обозреватель Sputnik Армения.
Арман Ванескегян, обозреватель Sputnik Армения
Евроинтеграция как оружие
Изначально было понятно, что многосторонняя программа «Восточное партнерство», запущенная ЕС в 2009 году с заявленной целью о развитии регионального сотрудничества с шестью бывшими республиками СССР — Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной – подспудно могла преследовать весьма важное для Запада намерение: максимально оттянуть, оторвать от России эти страны.
Где-то это удалось (Украина, Грузия), в иных местах – не очень (Армения, Беларусь). Где-то результаты оказались вовсе не такими, которые предполагались на Западе (Молдова).
Ну а что касается Азербайджана, то изначально было понятно, что тут еврочиновникам «от интеграции» приходится серьезно напрячься, поскольку лавировать придется, соревнуясь со страной, у которой есть своя нефть. И она в ответ на подписание Соглашения будет требовать весьма серьезных преференций, в первую очередь связанных, как и следовало ожидать, с карабахской проблемой.
Армения в этом плане, по сравнению с остальными, оказалась в гораздо более выгодном положении, поскольку параллельно с подписанием Соглашения о всестороннем и расширенном партнерстве с Евросоюзом, на политической арене она уже выступала с позиций полноценного члена ЕАЭС. Однако и тут карабахскую проблему никто не отменял.
И в какой-то момент опасность, что Запад обязательно попытается «перетянуть канат» в свою сторону, для всех трех противостоящих на арене карабахского кризиса сторон возросла многократно.
Достаточно агрессивная позиция Баку, с которым сейчас работают еврочиновники «от интеграции», разрабатывая очередное Соглашение с ЕС, говорит сама за себя.
Если сверхдержавы хотят мира, то им (хоть и против воли) придется объединить усилия
В сложившейся ситуации Армения действительно не может оставаться в стороне, не чувствовать опасности в условиях, когда сверхдержавы не сотрудничают, а наоборот — буквально сами сцепились за расширение своей зоны влияния. Причем речь идет не только (а может быть даже – не столько) о регионе Южного Кавказа, но и обо всех тех территориях, где противостояние сверхдержав приводит к обострению событий.
Именно обо всем этом на днях и говорил с трибуны Мюнхенской конференции президент Армении Серж Саргсян. Правда, большинство масс-медиа, освещавших это знаковое мероприятие, фиксировали внимание аудитории на других аспектах выступления армянского лидера.
А на самом деле при наличии всех этих конструкций Армении не остается ничего другого, как в открытую (хоть в политике такое и не принято), без утайки говорить о самом главном. О том, что карабахская проблема может быть решена мирным путем лишь при поддержке сверхдержав (речь идет о Российской Федерации, Евросоюзе и Соединенных Штатах).
«Усилия по развязке проблемы Нагорного Карабаха могут служить примером того, как Россия, ЕС и США могут позитивно совмещать свои позиции во имя международного мира и безопасности. И пожелание Армении — чтобы подобные общие тенденции проявлялись чаще. Это действительно важно с учетом того, что сегодня в различных уголках мира все более углубляются конфликты. Нашу озабоченность вызывают стремительные изменения на Ближнем Востоке и в других регионах, которые, к сожалению, сопровождаются непрекращающимися войнами. Армению тревожит провал и распад государственности во многих странах. Для того, чтобы противодействовать этому, нужно думать о сотрудничестве, о всеобъемлющей и неделимой безопасности. Это — единственно возможный и реалистичный путь к преодолению существующих кризисов», — сказал Серж Саргсян.
Президентские выборы – еще не основание, и еврочиновникам пора бы это знать
Что касается конкретики относительно именно карабахского урегулирования, то внимание того же Запада, видимо, действительно следует обратить именно на ставшую более агрессивной позицию Азербайджана. О чем, собственно, армянский президент, воспользовавшись возможностью, тоже упомянул.
Ну, понятно, что у нашего восточного соседа – президентские выборы на носу. И что выступления действующего президента Азербайджана Алиева связаны, в первую очередь, именно с этим фактом. Однако даже в этом случае то, что говорит азербайджанский президент – это очень и очень опасно. И Европе не мешало бы это осознать. Ведь вседозволенность высказываний может привести к еще большей активности и агрессивности… Особенно если Азербайджан понимает, что еврочиновники пытаются втянуть его в орбиту европейкой интеграции.
А ведь за кулисами карабахского урегулирования сейчас действительно наблюдаются новые тенденции, связанные с тем обстоятельством, что Азербайджан поменял свою риторику на более агрессивную. Особенно во время контактов именно с представителями из Евросоюза. Показательны в этом плане заявления министра обороны Азербайджана Закира Гасанова.
В понедельник, на встрече со спецпредставителем Евросоюза по вопросам Южного Кавказа и кризиса в Грузии Тайво Клааром, глава оборонного ведомства Азербайджана отметил, что переговоры по Карабаху проходят безрезультатно и не исключил возобновления войны в любой момент.
Подобные пассажи в большой политике не возникают «из ниоткуда». И не объяснить их эмоциональным фоном в настроении выступающего высокопоставленного дипломата. Все изначально рассчитано на то, что еврочиновник не среагирует, поскольку у него в данный момент задача другая – суметь с Азербайджаном о чем-то конкретном договориться. В данном случае – о необходимости подписать Соглашение по евроинтеграции.
Запад порой поддается откровенному соблазну
Словом, откровенные политические игры дипломатов из Евросоюза действительно могут оказаться весьма опасными для хрупкой ситуации, сложившейся в регионе Южного Кавказа.
Видимо, антироссийская составляющая в действиях еврочиновников действительно порой зашкаливает до такой степени, что они готовы если и не провоцировать, то хотя бы не мешать агрессивной риторике, раздающейся в Азербайджане с самых высоких подмостков.
Об этом кстати, сказал в своем мюнхенском выступлении и министр иностранных дел России Сергей Лавров. Причем особо подчеркнул, что некоторые страны пытаются использовать «Восточное партнерство» против России.
«Когда «Восточное партнерство» формировалось, нас заверяли, что оно не будет направлено против России, – сказал руководитель российского внешнеполитического ведомства. — И я тогда еще выразил надежду, что эти заверения будут выполнены. Потому что некоторые из стран действительно хотели бы использовать идею Восточного Партнерство именно таким образом. Рассчитываем, что попытки направить этот проект в русофобское русло будут пресекаться Брюсселем. Рассматривать ситуацию в Европе через призму «игры с нулевой суммой» крайне опасно».
Однако очевидно, что соблазн использовать взрывоопасную ситуацию, сложившуюся в регионе Южного Кавказа, порой пересиливает. И желание европейцев «перетянуть одеяло» на себя – налицо. Пусть даже не открытым провоцированием настоящей вооруженной эскалации (до которой, к сожалению, недалеко), а всего лишь угрозой того, что она — эта эскалация – может возникнуть, если стороны предпочтут не проевропейский политический поведенческий вектор.
PS. Уже после Мюнхенской конференции, когда все это было сказано с трибуны в открытую, вдруг подали голос западные страны, которые имеют своих сопредседателей в Минской группе, США и Франция. Французский МИД высказался в духе того, что настоятельно призывает стороны конфликта воздерживаться от любых заявлений или действий, которые могут усугубить напряженность. А посол США в Азербайджане Роберт Секута в Баку посоветовал извлечь уроки из прошлого… Видимо, сами поняли, что никак не реагировать на агрессивные заявления Азербайджана – себе дороже, поскольку можно окончательно потерять доверие другой стороны…