Прожив большую часть жизни в Спюрке, я часто наблюдал особенное отношение наших соотечественников к Армении. Чаще всего это безусловная любовь к Родине, к родным людям, живущим там, к знакомым местам, где всегда радостно, уютно и хорошо. Однако есть и другая категория армян –сторонники ставшего национальным брендом мнения, что «страна не страна» («Երկիրը երկիր չի»). Если с первым чувством непреодолимой любви и тоски по Родине все очевидно и понятно, то второе явление заслуживает пристального внимания и изучения.
Мы говорим «страна не страна» почти всегда, а часто просто для связки слов, забывая и игнорируя смысловое значение этого выражения. «Страна не страна» стала для многих мантрой, которую мы несколько раз в день можем повторить, чтобы нас не оставило чувство досады и боли. Иногда кажется, что боль — это как раз то, что мы желаем испытывать все время, все 24 часа в сутках! До тех пор, пока «страна не станет страной».
Понимая свой замечательный народ, мы осознаем, что корень этой боли лежит в нашем перфекционистском отношении к своей стране, в основе которого лежат требования. У нас есть требования к властям, у нас есть требования к людям, у нас есть требования к соседям, к погоде, к граду, к Турции, к России: ко всему, что имеет хоть какое-то значение для Армении. Иначе как объяснить себе и другим причину того, что мы не живем в Армении, которую так любим. За нашими требованиями мы часто прячем нашу неуверенность, наши беспокойства и страхи. Мы часто не готовы себе в этом признаться, считая это слабостью.
Абсолютно очевидно, что за этими сердобольными постоянным требованиями лежит искренняя забота и беспокойство за судьбу своей исторической Родины. Однако, если в США и других странах такая позиция выражается вывешиванием флага на своем доме (символично и выражает активную гражданскую позицию), то у нас часто все сводится к реплике «страна не страна», и часто ею все и ограничивается.
В чем же все-таки наше отличие от привычных традиционных способов выражения заботы в адрес своей страны? Полагаю, что в значительной степени в основу особого отношения легли мифы. Армянские народные мифы. Один из самых распространенных, на котором я хочу остановиться – это миф о том, что «в Армении делать бизнес невозможно».
Существует народная молва о том, что, дескать, в Армении бизнес трудно или почти невозможно основать, и тем более успешно развивать. Будучи человеком бизнеса, жившим долгое время вне Армении, я всегда был озадачен этой темой. В поисках ответов я не упускал ни одной возможности выяснить у носителей и распространителей этого мифа, что же лежит в основе этой позиции. Зачастую при детальном разборе кейсов выяснялось, что поводом для формирования и закрепления подобной неконструктивной идеи в нашем сознании послужили банкротства предприятий, которыми руководили безответственные руководители. Из-за неправильных расчетов своих обязательств перед банком они привели свое дело к отчуждению активов и развалу. Нередко приходилось наблюдать и банальную некомпетентность предпринимателя, который не считал важным составить ТЭО или бизнес-план. И это в экономике с высокой конкурентной состязательностью! Стоит ли отмечать, что в любой стране мира к банкротству и гибели предприятия относятся как к естественному отбору и «самоочистке» свободных рынков, где слабые игроки уступают более сильным и конкурентоспособным. А у нас, привычно, «страна не страна».
Каждый раз, когда кто-то говорит, что рынок занят Погосом или Петросом, которые не позволят занять там свое место, я задаюсь встречным вопросом: а хватит ли у вас профессионального опыта и конкурентоспособности, чтобы вступить в честное состязание с состоявшимся опытным бизнесменом Погосом или Петросом? Я считаю, что недопустимо игнорировать простые правила естественных рынков и конкуренции, чтобы оправдывать свою неудачу и несостоятельность в конкурентной борьбе. Тем более недопустимо делать заявления, что «страна не страна», нанося тем самым существенный репутационный ущерб своему государству. Безусловно, на Правительстве лежит ответственность за эффективную политику в области регулирования естественной монополии и за борьбу с коррупционными схемами для создания равных и справедливых условий для всех участников рынка. Это – аксиома.
Справедливо будет отметить, что новое Правительство Карена Карапетяна открыто к формированию деловых отношений между бизнесом и властью, то есть партнерства, ориентированного прежде всего на успех предпринимателя и эффективность его инвестиций. У Правительства есть полное осознание той важной роли бизнеса, особенно малого и среднего, которую он может иметь в реализации смелых и амбициозных задач в развитии страны. Малому и среднему бизнесу отведена важная роль, особенно в вопросах повышения «самозанятости» населения и создания новых рабочих мест.
За последние шесть месяцев, что я переехал в Армению, мне посчастливилось познакомиться со многими нашими соотечественниками, которые оставили свою зону комфорта в других странах, переехали в Армению, основали свой бизнес, создали рабочие места и платят налоги в бюджет своей страны. Эти люди испытывали языковые трудности, не знали особенностей экономики, были окружены ужасными мифами. Их отговаривали от идеи переезда в Спюрке и их не понимали на Родине. Да и меня лично часто спрашивали: «Что ты здесь делаешь?», «Ты бесплатно работаешь?», «Что здесь не так?». Несмотря на все это, эти предприниматели сделали этот непростой, но ответственный шаг, навсегда изменивший их жизнь.
Тем временем, такие люди здесь реализуют свою мечту о сильной, самостоятельной и свободной стране в её ни много ни мало прежних границах. Эти репатрианты — особая категория наших сограждан, будущее нашей страны. Они привносят в нашу жизнь особую культуру любви к родной земле и к народу. Они отличаются. Их можно узнать по блеску горящих армянских глаз. Большинство из них прекрасно знают о текущих трудностях. Однако помимо всеобъемлющей любви к родине, они следуют простому, меркантильному и хладнокровному расчету — построить лучшую страну для себя и своих детей. Они безусловно верят в это и каждый день этим живут. Их не тревожит опасность военной агрессии против Армении. Они полны уверенности, что армянский фактор сейчас, как и всегда, сыграет ключевую роль в победе над агрессором. Для меня эти репатрианты — герои.
В качестве бонуса за свое желание жить и работать на Родине они получают безопасность для своих детей, возможность растить их в аутентичной среде, сохраняя наши национальные традиции. Сейчас им ничто не заменит счастливой жизни дома и осознания своей маленькой, но в то же время значимой роли в улучшении будущего Армении, ускорении ее экономического развития и укреплении обороноспособности.
Справедливости ради надо отметить, что вполне самодостаточно сформировался и мастеровой класс нашего общества репатриантов — людей узких специальностей. Это и профессиональные педиатры, проектировщики, дизайнеры одежды, парикмахеры, именитые повара и другие востребованные специалисты из Спюрка.
Безусловно, государство несет ответственность за создание лучших условий для репатриации наших соотечественников. Чиновник, намеренно или ненамеренно девальвирующий ценность работы с репатриантами, является настоящей угрозой для развития нашей страны. Несмотря на множество объективных проблем и необходимость экономических реформ, для смелых людей, которым посвящена моя статья, «страна уже состоялась как страна». -0-
Мгер Тертерян – советник премьер-министра Республики Армения, специально для «Новости-Армения»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.