В начале апреля в Армении состоялись парламентские выборы. Как отразится новый партийный расклад в парламенте на будущей политике, проводимой армянским руководством? Тем более, что в парламент проходят и оппозиционные силы, выступающие за углубление отношений с Западом. Может ли это повлиять на развитие отношений Армении и ЕАЭС? Насколько «чистыми» были выборы и есть ли причины для протестов? На эти вопросы «Евразии.Эксперт» ответили армянские эксперты.
Общественный и политический деятель, председатель Партии Реформистов, депутат Национального Собрания Республики Армения Ваан Бабаян:
— Выборы в парламент 2 апреля прошли на высоком уровне, как и следовало ожидать. Армения сейчас встает на новую для нее стезю – путь парламентаризма. Технические проблемы бывают всегда, когда применяется новый вид голосования. Это случалось почти во всех странах, где такое проходило в первый раз, и Армения не стала исключением. Поэтому делать из этого какие-либо политические выводы – не самый хороший способ для критики.
Не думаю, что посольство США в нашей стране и европейские структуры могут давать объективные оценки избирательному процессу и его итогам, пока Армения находится в составе Евразийского экономического союза. Лично я убежден, что выборы прошли в соответствии со всеми международными стандартами.
Вообще противников ЕАЭС не так уж много в новом парламенте. Я уверен, что Армения будет продолжать свой курс на сближение с Российской Федерацией и странами Евразийского экономического союза. Хотя у нас есть разные проблемы, например, выдача известного блогера Александра Лапшина официальному Баку со стороны Беларуси. Однако, будем надеяться на лучшее в будущем!
Эксперт по информационной безопасности Тигран Кочарян:
— После измененной в очередной раз Конституции, парламентские выборы превратились в главные выборы в стране, так как институт президентства по новой Конституции превращается в институт «английской королевы», где президент практически не имеет никакого влияния на действующие институты власти в Армении (с 2018 г., когда истекает срок полномочий нынешнего президента).
По результатам голосования в парламент прошли две партии и два блока. Правящая Республиканская партия Армении (РПА) получила большинство мест в парламенте, на втором месте – блок Гагика Царукяна; третьим к финишу пришел блок «Выход», а четверку партий замкнула старейшая армянская партия «Дашнакцутюн».
Для партий проходной барьер был установлен в 5%, блоки должны были преодолеть 7%-й барьер. Высокий результат РПА обусловлен несколькими факторами. Во-первых, власти основательно подчистили избирательный список партии, избавившись от наиболее одиозных личностей. Флагманом избирательной кампании являлся пока что пользующийся популярностью премьер-министр Карен Карапетян. Во-вторых, отлично сыграла хитрая система голосования за рейтинговых кандидатов от партии (избиратель был обязан выбрать бюллетень с партией, а только затем отметить на обратной стороне своего кандидата от данной партии).
Среди прошедших в парламент партий на место оппозиционных метят блок Царукяна и блок «Выход». Последний считается прозападным, особенно учитывая взгляды одного из лидеров блока – Эдмона Марукяна, который никогда не скрывал свои симпатии к Западу.
С другой стороны, лидеры блока никогда не ставили жестких условий и обещаний о немедленном выходе Армении из ЕАЭС, в отличие от непрошедших в парламент «Свободных демократов» или проамерикански настроенных лидеров блока Оганян-Раффи-Осканян, которые, ко всему прочему, привезли в Армению десятки западных и прозападных наблюдателей из-за рубежа, в том числе и известных деятелей культуры из диаспоры. Также были привезены другие НПО, косвенно связанные с западными посольствами в Армении. Поэтому, скорее всего, оппозиционный «Выход» выступит за мягкий курс сближения с Евросоюзом и не будет стараться делать резких выпадов в сторону России. Тем более, что особенных рычагов у блока, набравшего всего 8%, нет.
— Западные наблюдатели заявляли о нарушениях на выборах. Можно ли доверять итогам подсчета голосов?
— Основные претензии международных миссий в Армении связаны с массовым использованием административного ресурса и подкупом избирателей, хотя конкретно зафиксированных случаев с именами и фамилиями организаторов подкупа полиция пока не получила.
В день голосования практически не были зафиксированы привычные нарушения (двойное голосование, взбросы бюллетеней, подделки протоколов и т.д.) и можно сказать, что итоги полностью отображают картину голосования в день выборов. Основная часть нарушений, зафиксированных в день выборов наблюдателями, – это технические проблемы с оргтехникой, которая временами давала сбои (например, в случае с первым и третьим президентами Армении, когда отказывал аппарат для снятия отпечатков пальцев). Очень оперативно действовала полиция РА, которая мгновенно реагировала на все сигналы о нарушениях в ходе голосования.
Прошедшие выборы в Национальное Собрание Армении во многом отличались по сути и по содержанию от всех предыдущих выборов. Техническое оснащение избиркомов пополнилось аппаратами для снятия отпечатков пальцев избирателей (чтобы избежать повторного голосования), сканнерами паспортов и идентификационных карт. Списки избирателей проголосовавших в день выборов выложены в свободном доступе на сайте Центральной избирательной комиссии.
Председатель Ереванского геополитического клуба (ЕГК) Арман Бошян:
— Прошедшие выборы отличаются от всех предыдущих. Впервые результаты выборов были признаны большей частью оппозиции, а также не вызвали (во всяком случае пока) массового недовольства. Кроме того, заработал новый избирательный кодекс, опубликованы списки всех голосовавших, что позволяет исключить манипуляции с «мертвыми душами» и неголосовавшими. Наш ЕГК, кстати, участвовал в разработке нового избирательного кодекса и общественных обсуждениях.
Прошедшие выборы имели двойное назначение. Первое – это очищение рядов правящих элит от крайне непопулярных в народе лиц с сомнительным прошлым и весьма сомнительной репутацией. Второе: демонстрация «мировому сообществу» отношения армянского общества к теме Aрцахского урегулирования и вопросу о так называемой «сдаче земель».
Партия первого президента Армении [«Армянский национальный конгресс» – прим. «ЕЭ»], выступавшая фактически за сближение с Турцией и Азербайджаном и уступки в Карабахском вопросе, потерпела на выборах сокрушительное поражение. Это демонстрирует, что любой, кто попытается сдать завоеванные армянской кровью земли окажется перед судом, будь то суд народный или официальный. Потому ни одна правящая сила на такие территориальные уступки по Арцаху [территория современного Нагорного Карабаха и прилегающих к нему местностей – прим. «ЕЭ»] не пойдет.
Следует отметить, что сам избирательный процесс в Армении характеризуется слабым общественным доверием к самому институту выборов. Причиной тому служит не самый лучший опыт предыдущих выборов. За годы независимости в Армении всегда побеждала правящая сила вне зависимости от того, какую программу и взгляды она представляла.
Недоверие к результатам выборов делало Армению хорошей мишенью для всякого рода политических манипуляций на внутреннем фронте. Каждый раз итоги голосования не только вызывали сомнения, но и приводили к беспорядкам и бунтам. Похоже, в этот раз подобного сценария удалось избежать. Причина заключается не только в новом избирательном кодексе.
Правящая партия Армении запустила процедуру, которую условно можно назвать «изменением имиджа». Это проявляется и в назначении нового премьер-министра, и в плавной смене правящих элит.
— Как новый состав парламента повлияет на государственную политику и общество Армении?
— Думаю, что на жизни простого народа такой партийный расклад в парламенте мало отразится в ближайшее время. Самое главное сейчас – сохранить стабильность и создавать здоровые политические силы в стране, используя фактор относительного оздоровления избирательного процесса. Олигархический строй в Армении никуда не исчез. Разрыв между политиками высшего звена и простыми людьми настолько огромен, что сближения позиций пока ожидать не приходится.
Кроме того, Армения пока продолжает вести «многовекторную» политику с попыткой «усидеть на двух стульях» – западном и российском. На примере других стран можно хорошо видеть, что подобное положение ни к чему хорошему в долгосрочной перспективе не приводит.
Наличие оппозиции в парламенте нормально и даже полезно. Но полезно только в том случае, если политическая сила представляет интересы собственной страны, а не западной метрополии. Тенденция сближения с Западом – это не только оппозиция, ибо до сих пор эти процессы усердно проталкивало наше собственное правительство, сформированное в основном из правящей партии.