В марте новоназначенный посол Израиля в Армении Элияху Ерушалми вручил верительные грамоты президенту Сержу Саргсяну и заместителю министра иностранных дел Армении Армену Папикяну. В беседе с корреспондентом Новости Армении -NEWS.am посол рассказал о позиции Израиля по карабахскому конфликту, отношениях с соседями Армении и возможности возобновления прямых рейсов между странами.
Изменил ли Израиль свою позицию по карабахскому конфликту? Как вы оцениваете развитие армяно-израильских отношений, учитывая тот факт, что Израиль продает оружие Азербайджану?
Прежде всего, позвольте мне сказать, что евреи и армяне во многих отношениях очень похожи и имеют много общего. У нас есть большая диаспора и многие живут за пределами своей страны. Между армянами и евреями существует определенная близость. Что касается планов на будущее, высокопоставленный израильский министр посетит Армению, и я надеюсь, что уже в июле мы завершим согласование всех соглашений. Мы продолжим сотрудничество в плане международной помощи Армении, экономических отношений, туризма, прямых рейсов и отношений на уровне парламентов.
Теперь о Карабахе. Мы хотим мира, и наша политика заключается в том, что мир между вами и вашими соседями должен основываться на Минском процессе. Мы примем все, что вы решите во благо ваших народов. Самое главное, чтобы в регионе установился мир, и Армения могла бы жить в мире.
Что касается продажи оружия, Израиль, естественно, не комментирует этот вопрос. Вопрос поднимался во время моих встреч в Ереване и, вероятно, будет обсуждаться в ходе будущих консультаций.
Комитет по образованию, культуре и спорту Кнессета признал Геноцид армян. Спикер Кнессета Юлий Эдельштейн также поддержал идею признания Геноцида армян и неоднократно призывал правительство сделать это. Как вы думаете, что мешает израильскому правительству признать Геноцид?
Армянская трагедия всегда в наших мыслях. Израиль не может выразить то, что мы думаем, потому что это историческая проблема между вами и Турцией. Мы примем то, что решите вы и Турция. Однако, это всегда в наших мыслях. Мы также пережили трагедию огромных масштабов. Я был в музее в Ереване, он очень похож на музей Холокоста в Израиле. Как и в вопросе Карабаха между вами и Азербайджаном, мы должны принять то, что решите вы и другая сторона.
Запуск рейсов Ереван-Тель-Авив способствовал росту туризма. Возобновятся ли прямые рейсы? Есть ли официальные данные о количестве израильских туристов?
Мы считаем, что существует огромный потенциал. Мы уже подписали несколько соглашений. Прямой рейс, возможно, будет уже запущен этим летом. Грузия принимает более 100 тысяч израильских туристов каждый год. Надеюсь, что в ходе моего пребывания на посту посла, мы добьемся этого и в Армении. Израильтяне в поиске новых туристических маршрутов. Армения обладает огромным потенциалом для привлечения израильских туристов, а Ереван – это просто супер-город для израильтян. Я думаю, что израильтяне полюбят Армению. Это так близко, всего около двух часов на самолете. Я не обладаю данными о потоке туристов, но думаю, что как только возобновятся прямые рейсы, мы будем продавать друг другу туристические пакеты.
В декабре прошлого года премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху посетил Азербайджан и Казахстан. Израильские СМИ назвали визит «историческим». Какие интересы преследует Израиль в развитии связей с евразийскими странами?
Евразия очень важна для Израиля и географически близка к нашему региону. С распадом Советского Союза мы стали проявлять большой интерес к Евразии. Это касается как экономических вопросов, так и вопросов еврейских общин, проживающие в разных странах. И, конечно, Армения тоже часть всего этого. По сути, мы надеемся, что наши отношения со всем регионом будут только укрепляться.
Мой вопрос звучит в контексте того, что ваш премьер-министр посетил именно Азербайджан и Казахстан.
Во время моего первого визита в Армению я дал понять, что наши отношения касаются только отношений между Арменией и Израилем и не имеют никакого отношения к связям с другими странами. Мы, прежде всего, ищем двусторонние и многосторонние форматы. Я, как посол, лично заинтересован в развитии отношений. Я действительно хочу работать над отношениями с Арменией. Я вырос в США, и когда мы вернулись в Израиль, я навестил свою тетю. Она жила в квартире, которую арендовала у армян, и в этом здании жило много армян. Я никогда не слышал о них раньше. Я узнал от своей тети, кто такие армяне. Позже я встречал армян по всему миру. У меня есть особое чувство к Армении, и я буду упорно трудиться для укрепления отношений между нашими странами.