В результате состоявшихся второго апреля выборов, в новоизбранном парламенте Армении будут представлены четыре политические силы. Если рассматривать подходы этих партий и политических блоков относительно интеграционных процессов, то можно утверждать, что на парламентских выборах победил подход совмещения двух интеграционных векторов, или так называемая политика «и-и».
Понятно, что результаты парламентских выборов не обусловлены только и в первую очередь подходами политических сил относительно того или иного вопроса внешней политики, на решение граждан влияет ряд объективных и субъективных факторов. Однако, будущий внешнеполитический курс страны обусловлен именно политическими взглядами представленных в парламенте политических партий. В Армении это сейчас приобретает особую актуальность, если учитывать, что новый парламент будет действовать уже в условиях парламентской формы правления государства. Значит, именно политические силы будут диктовать внешнеполитический курс страны.
И так, как минимум три из четырех представленных в новом парламенте политических сил — Республиканская Партия Армении, «Блок Царукян» и Армянская Революционная Федерация (Дашнакцутюн) в предвыборном периоде придавали большое значение как процессу европейской, так и евразийской интеграции. Наиболее подчеркнуто прозападным является блок «Елк»(«Выход»), которых в своей предвыборной программе подчеркивал, что считает ошибочных вхождение Армении в ЕАЭС, но в то же время не ставил требования выйти из Союза, в отличии от партии «Свободные демократы», которая не прошла в парламент.
Наибольшее количество мандатов в парламенте Армении будут иметь Республиканская Партия Армении и «Блок Царукян», соответственно: 58 и 31. Эти две политические силы в своих предвыборных программах отмечают важность совмещения двух интеграционных процессов, развития армяно-российских стратегических отношений и, параллельно, диалога с ЕС.
В частности, РПА и сейчас находится у власти, и именно при этой партии Армения присоединилась к ЕАЭС, вместе с тем активно работая с европейской стороной и достигнув парафирования нового рамочного соглашения Армения — ЕС. В предвыборной программе партии отмечается важность углубления стратегических отношения Армения-Россия, их поднятия на новый уровень. Подчеркивается, что «после присоединения к Евразийскому экономическому союзу перед Арменией открылись более широкие возможности экономического развития страны. В этом смысле, мы будем оказывать поддержку бизнесменам, чтобы они могли полноценно пользоваться предоставленными ЕАЭС возможностями». Одновременно, партия придает большое значение развитию отношений с Европой, как на уровне Армения-ЕС, так и на двухстороннем уровне с отдельными странами Евросоюза. «На пути осуществления реформ в нашей стране ключевое значение имеет сотрудничество с Европейским Союзом. Мы продолжим углублять наше сотрудничество с ЕС, закончив процесс соглосовния новой правовой базы наших отношений. Продолжим развивать отношения с Францией, Германией, Грецией, другими европейскими странами, основываясь на общей цивилизационной ценностной системе», — говорится в программе партии.
В новоизбранном парламенте второй крупной силой будет «Блок Царукян», который сформирован на основе партии «Процветающая Армения», а последняя всегда придавала важность сотрудничеству и с Россией, и с Европой. И сейчас, в программе оппозиционного блока подчеркивается необходимость «углубления и развития армяно-российских партнерских отношений», придается важность участию Армении в ЕАЭС, СНГ и ОДКБ. Одновременно предлагается «продолжить конструктивное участие в процессах европейской интеграции» и придается важность подписанию нового рамочного соглашения Армения-ЕС.
Третьей силой в парламенте будет Армянская Революционная Федерация (Дашнакцутюн), которая является традиционной, социал-демократической партией, продвиющей идею «Ай дата» (от ред. — борьба за признание геноцида армян). АРФ сегодня находится в коалиции с РПА и считает членство Армении в ЕАЭС правильным решением. В предвыборной программе партии не придается предпочтение ни одному из двух интеграционных векторов и отмечается, что «Армения должна вести независимую внешнюю политику, основанную исключительно на национальных интересах и перспективе долгосрочного стратегического развития государства. Мы не про-американские, про-российские, про-европейские, мы про-армянские и армяноцентричны».
И наконец, представленная в парламенте четвертая политическая сила — блок «Елк» («Выход»), которая демонстрирует себя как наиболее прозападную. «Елк» считает ошибкой участие Армении в ЕАЭС, подчеркивая риски связанные с «суверенитетом Армении, безопасностью, экономическим и политическим естественным развитием, справедливой нормализацией проблемы Арцаха (от ред. — карабахского конфликта)», и придает важность управлению этими рисками. Одновременно, блок предлагает начать переговоры в рамках ОДКБ для «уяснения союзнических обязательств по обеспечению безопасности друг друга странами-членами». Блок придает важность также формированию более глубокого и претенциозного поля для отношений с ЕС.
Подводя итоги можно зафиксировать, что две из четырех представленных в парламенте политических сил четко подчеркивают важность развития сотрудничества и с ЕАЭС, и с ЕС. Одна из двух остальных сил тоже поддерживает политику «и-и», потому что это на данный момент максимально исходит из интересов Армении. А блок «Елк», по всей вероятности, будет придерживаться критической позиции по отношению к процессам евразийской интеграции, указывая на недостатки в этих отношениях и требую предпринять шаги для их преодоления, что, в свою очередь, может способствовать оздоровлению процесса.
Таким образом, можно ожидать, что взятая на вооружение Арменией в вопросе интеграционных процессов политика «и-и» не изменится, и Армения последовательно продолжит шаги по развитию двухсторонних отношений Армения-Россия, повышению эффективности участия Армении в ЕАЭС и ОДКБ, а также по направлению развития отношений Армения-ЕС на основе рамочного соглашения, которое будет подписано в ближайшем будущем.