вший глава администрации президента Армении Виген Саргсян назначен министром обороны. Назначение гражданского лица с многолетним управленческим опытом станет поводом для бурных обсуждений как внутри страны, так и в партнерских странах Армении. Рассматривая пройденный путь Вигена Саргсяна и мотивы его назначения, попытаемся спрогнозировать, какие развития событий могут последовать за этим решением.
Доверенное лицо
Назначение нового премьер-министра и «технократического» правительства в Армении говорит о намерении властей пойти на системные перемены в системе управления страной. С этой точки зрения довольно резким и вполне объяснимым было решение о назначении Вигена Саргсяна на должность министра обороны.
Виген Саргсян имеет многолетний опыт работы в области управления, занимал достаточно высокие посты при всех трех президентах Армении. С 2007-го года Саргсян работал в администрации президента, а с 2011-го — возглавил ее.
На протяжении всего времени работы Виген Саргсян выделялся своими блестящими управленческими качествами. Президент доверял ему координирование и управление самыми важными и ответственными для страны миссиями, в том числе одним из широко известных руководимых им проектов был проект по координации мероприятий, приуроченных к столетней годовщине Геноцида армян 1915-го года. За это время ему удалось проделать достаточно широкомасштабную работу в сотрудничестве с разными странами, отдельными представителями дружественных для Армении стран и организаций.
Сохранение традиций
Назначение такого человека говорит о важных и скорых реформах в сфере обороны, диктуемых новой ситуацией. Этому способствует также тот факт, что Виген Саргсян находится в хороших отношениях с уже бывшим министром обороны РА Сейраном Оганяном. Это поможет ему — параллельно с реформами — сохранить лучшие традиции, уже сложившиеся в министерстве и армии.
Кроме того, нужно учесть, что в качестве главы администрации верховного главнокомандующего армией Республики Армения Виген Саргсян принимал непосредственное участие во встречах на высшем уровне президента РА, в том числе на обсуждениях военных вопросов. Это означает, что он хорошо осведомлен о приоритетах Армении в сфере обороны, о качестве международных отношений и о существующих в сфере проблемах. А наличие тесных партнерских связей создаст для него дополнительную возможность сохранить и эффективно развивать сотрудничество, в том числе со стратегическим партнером Армении — Россией.
Внешний вектор минобороны не изменится
Благодаря своим рабочим обязанностям и пройденному пути, Саргсян хорошо осведомлен о военно-политических и дипломатических процессах, прямо или косвенно связанных с карабахским конфликтом, имеет полноценное представление об интересах Армении в этом вопросе. Это также дает повод утверждать, что внешнеполитический вектор министерства обороны во время управления нового министра не претерпит существенных изменений.
В этом контексте уместно обратить внимание также на образование Саргсяана, в частности, на тот факт, что он начал свою карьеру, окончив Северо-западную Академию гражданской службы в Санкт-Петербурге в 1992-1996 года по специальности «Государственное управление и местное самоуправление» и специализации «управление персоналом». Это означает, что Саргсян изнутри представляет культуру и традиции управления России — стратегического союзника Армении, и имеет соответствующие партнерские связи, что значительно облегчит совместную с российскими коллегами работу.
Это назначение интересно также с точки зрения соотношения гражданской и военной отраслей власти в системе государственного управления. Назначение гражданского лица на должность министра обороны будет дополнено двумя другими важными назначениями в системе обороны. В частности, речь идет о назначении Юрия Хачатурова на должность секретаря Совета Национальной Безопасности и Мовсеса Акопяна — на должность главы генштаба армии. Оба являются военными с многолетним опытом военной службы и работы в министерстве обороны РА.
Подводя итоги, можно предположить, что при руководстве Вигена Саргсяна министерство обороны РА сохранит и еще больше расширит имеющийся политический вектор работы. В то же время реформы в армии и в министерстве еще больше будут способствовать повышению эффективности системы, что, в свою очередь, может иметь положительное влияние на отношения Армении с военными союзниками.