Начавшийся в середине сентября и изрядно затянувшийся процесс формирования нового правительства Армении завершился, наконец, 3 октября назначением глав ключевых ведомств – МИД и Минобороны.

Ранее был сформирован экономический блок правительства; сохранили свои посты некоторые «знаковые» чиновники, такие как министр юстиции Арпине Ованнисян и министр-руководитель аппарата правительства Давид Арутюнян. Согласно оценкам некоторых наблюдателей, их задачей станет имплементация нового конституционного устройства страны в связи с переходом к парламентской форме правления. Сохранила свои позиции партия Дашнакцутюн, являющаяся коалиционным партнёром правящей Республиканской партии. Обратим также внимание на неуместность комментариев некоторых СМИ, писавших, что новое правительство «назначено из Москвы».  О том, что это не соответствует действительности, прекрасно известно в том числе тем, кто назойливо распространяет подобные слухи.

Что же касается ключевых внешнеполитического и оборонного ведомств, то здесь можно говорить если не о сенсациях, то по крайней мере о примечательных неожиданностях. Прежде всего, не оправдались прогнозы экспертов об отставке министра иностранных дел Эдварда Налбандяна, работа которого, как и возглавляемого им ведомства, подвергалась в последнее время постоянной  критике (обоснованной или нет – другой вопрос). Налбандян был назначен снова, но гораздо больший резонанс вызвало назначение нового министра обороны Армении, которым стал теперь уже бывший (с 2011 года) глава президентской администрации Виген Саркисян. Профессиональный дипломат, частый гость в Москве, выпускник Флэтчерской школы права и дипломатии при Tufts University, координатор мероприятий, посвященных 100-й годовщине Геноцида армян, он рассматривался скорее как кандидат на пост главы армянского МИД. Однако было принято другое решение, вновь сделавшее актуальным вопрос о влиянии некоторых внерегиональных центров силы на кадровые назначения на ключевые должности в постсоветских странах. Такой вопрос уже вставал в 2010 году, когда в армянские СМИ был направлен ряд анонимных писем, содержавших информацию, которая, несмотря на её неподтверждённый характер, вызвала в обществе беспокойство. Ранее ещё один выпускник Флэтчерской школы, Георгий Кутоян, был назначен директором СНБ Армении.

Утверждения о прозападном настрое нового министра обороны ничем не подкреплены, отмечается в комментарии Агентства международной информации Новости Армения: «Не стоит забывать, что он пять лет учился в Северо-западной Академии гражданской службы в Санкт-Петербурге, а занимая шесть лет пост руководителя администрации президента, тесно контактировал с аппаратом главы российского государства. Кроме того, он курировал практически все совместные армяно-российские мероприятия, проводимые на межгосударственном уровне». По мнению автора материала, речь идёт о знаковом событии, свидетельствующем о том, что «глава государства отводит армии ключевую роль. Вооруженные силы страны будут находиться под жесточайшим контролем президента, и весь процесс дальнейшего армейского строительства будет проходить под его персональной опекой».

Действительно, контроль над процессами военного строительства имеет в Армении исключительно важное значение, в том числе для поддержания обороноспособности страны, вовлечённой в неурегулированный нагорно-карабахский конфликт. Российско-армянское военно-политическое сотрудничество остаётся ключевым фактором обеспечения национальной безопасности Армении. Так, 21 сентября в ходе состоявшегося в Ереване парада были продемонстрированы состоящие на вооружении Вооружённых сил Республики Армения оперативно-тактические комплексы «Искандер». Участие Армении в ОДКБ, где она на год становится председателем, позволяет приобретать российское вооружение по внутрироссийским ценам, армянские офицеры проходят обучение в российских военных вузах и т.д.

В октябре ожидается визит в Ереван президента России Владимира Путина, который примет участие в саммите ОДКБ. Конечно, не останутся без внимания  вопросы двусторонних  отношений и региональной безопасности на Кавказе, волнующие и Москву, и армянскую общественность. В частности, речь идёт о биобактериологической деятельности США, имеющей военную составляющую.

Армения является ближайшим союзником России на Кавказе, партнёром по таким интеграционным объединениям, как ОДКБ и ЕАЭС. В качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ Россия вовлечена в урегулирование нагорно-карабахского конфликта и вынуждена иметь дело с такими партнёрами, как США, агрессивная риторика и практические действия которых находятся в последнее время на грани фола.

Согласно предположениям армянских СМИ, Виген Саркисян займётся организационными проблемами деятельности Министерства обороны, включая закупки и прочие «гражданские» вопросы, в то время как в деле непосредственного управления войсками приоритет будет за Главным штабом, руководителем которого назначен Мовсес Акопян. Впрочем, вряд ли военные и «гражданские» вопросы, имеющие зачастую весьма чувствительный характер, можно полностью разделить. Хотелось бы надеяться, что приобретение Арменией современных образцов вооружений, а также расширение торгово-экономических связей не будут девальвированы утратой самостоятельности принимаемых решений в вопросах оборонного строительства и экономического развития.

ИСТОЧНИКСоб. корр. ФСК