Сближение с Азербайджаном не вытеснит Армению из программ, реализуемых Ираном, заявил завкафедрой иранистики Ереванского государственного университета Вардан Восканян.
«Одним из приоритетов в политике Тегерана является Ближний Восток, вместе с тем в качестве второго по уровню важности региона Иран рассматривает Южный Кавказ», — отметил Восканян в понедельник в ходе пресс-конференции.
По словам эксперта, политику Ирана на Южно-кавказском регионе можно охарактеризовать как уравновешенную. Он подчеркнул, что после снятия санкций Иран пытается развить отношения со всеми тремя странами Южного Кавказа.
«Все наши страхи, касающиеся сближения Ирана с Азербайджаном, а также того, что в результате этого Армения будет обделена вниманием с иранской стороны, в каком-то смысле развеялись, учитывая развития последнего времени», — отметил Восканян.
По его словам, речь в первую очередь идет о заявлении посла Ирана о планируемом визите иранского президента в Ереван, а также о заявлении министра транспорта Ирана, касающееся программы железной дороги с Арменией.
«Иранский министр транспорта заявил, что Иран продолжит работы для того, чтобы связать Тавриз (приграничный город в Иране) с Арменией при помощи желдороги. Это стало важным заявлением, учитывая то, что в последнее время часто говорится о транспортном коридоре «Север-Юг», — отметил Восканян.
Эксперт считает очевидным, что для иранцев как на политическом уровне, так и на уровне экономических отношений, Армения продолжает оставаться важнейшим партнером, страной с серьезнейшим потенциалом, в частности, в контексте программ, касающихся обеспечения выхода к Черному морю.
«Если рассматривать шаги со стороны Армении за последний период, в частности, шаги, осуществленные летом и осенью прошлого года, то одним из важнейших стало внедрение безвизового режима между Арменией и Ираном. Это стало не просто конкретным шагом в упрощении въезда и выезда обычных граждан в оба государства, но также показателем того, что между Арменией и Ираном установились доверительные отношения на высоком уровне», — добавил Воскаянян.
Еще одним важным направлением в развитии экономических отношений между государствами эксперт назвал программу по созданию Свободной экономической зоны в Мегри.
После встречи глав правительств стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), состоявшейся 12 августа этого года в Сочи, премьер-министр Армении заявил, что на этой встрече была достигнута договоренность о создании в Мегри свободной экономической зоны. Это даст возможность бизнесменам стран ЕАЭС и Ирана основывать предприятия в указанной зоне и экспортировать продукцию на общий рынок ЕАЭС.
«Создание такого рода экономической зоны является довольно важным шагом не только в контексте двусторонних армяно-иранских отношений, но и в контексте членства Армении к ЕАЭС. Согласно официальной информации данная программа была также согласована с ЕАЭС, которая оказывает Еревану содействие этом вопросе», — отметил Восканян.
Правительство Армении 7 августа 2014 года одобрило предварительную программу строительства железной дороги Иран-Армения. Стоимость проекта оценивается в $3,5 млрд., протяженность составит 300 километров, в ее инфраструктуру будут включены 64 моста общей длиной в 19,4 километра, 60 тоннелей протяженностью 102,3 километра и 27 станций. Ожидалось, что строительство завершится в 2022 году, объем грузоперевозок составит 25 миллионов тонн в год.
Проект железной дороги был разработан Международной компанией строительства и коммуникаций Китая (CCCC International). Интерес к проекту проявляют китайские банки, которые выразили готовность профинансировать 60% программы.