«Во время разговора с президентом Эрдоганом речь шла о трех темах, во-первых, о необходимости посещения немецких солдат в Инджирлике нашими депутатами бундестага. Я думаю, что в ближайшие дни можно будет ожидать позитивных сообщений относительно этих правомерных требований», — заявила Меркель на пресс-конференции после встречи.
Канцлер ФРГ также подчеркнула, что обсуждались вопросы соглашения о беженцах «и в связи с этим либерализации визового режима и выполнения необходимых критериев». Меркель отметила, что надеется на скорую «возможность позитивного исхода». По ее словам, до полного решения о введении безвизового режима «пройдет еще несколько недель».
Тем самым Германия пошла на значительные уступки Турции. Хотя Меркель и подчеркнула, что необходимо еще и решение Европейского совета, всем понятно, что тот только ждет отмашки германского лидера. Ведь Евросоюз с недавних пор также считается вотчиной канцлера ФРГ. Проблема с беженцами, таким образом, решена или, скорее, куплена за счет обещаний безвизового режима, перспектив вступления в Евросоюз, денежных вливаний и сведения на «нет» резолюции по геноциду армян, принятой в бундестаге в начале июня.
В этом вопросе Меркель также растоптала все значимые демократические процедуры и компетенции, как и при решении впустить беженцев в Германию в обход Дублинского соглашения о распределении их на территории Евросоюза. В угоду турецкому президенту, от которого теперь зависит, ни много ни мало, будущее Германии и четвертый срок Меркель на посту канцлера, кабмин ФРГ отказался открыто поддерживать резолюцию парламента по осуждению геноцида армян в Османской империи, сославшись на «отсутствие правовой ответственности» правительства. Турецкую сторону обрадовало также указание спикера Меркель на то, что правовой аспект понятия «геноцид» должен обсуждаться судами, а не парламентом. Не прошло незамеченным и его указание на разделение властей: правительство, мол, не несет ответственность за всякие там решения бундестага.
В результате конфликт оказался исчерпанным. Турция получила свое относительно осуждения геноцида армян в Германии и обещание безвизового режима, а Германия освободилась от некоторых создавших временную турбулентность аспектов, поставивших под угрозу соглашение о беженцах. Теперь и волки сыты, и овцы целы. В этом вся Ангела Меркель — если надо, забывающая и о принципах, и о демократии, которую она, однако, не устает вербально защищать.