В новогоднюю ночь кафе «Огонёк» в станице Ладожская Краснодарского края превратилось в горячую точку: на глазах у отдыхающих совершено тройное убийство. Из карабина «Сайгак» расстреляны представители армянской и цыганской диаспоры — диджей и два посетителя. Соцсети тут же заговорили о «войне» казаков с «пришельцами».
Подозреваемые задержаны по горячим следам. Один из них — тридцатичетырёхлетний Александр Ситавичус, атаман казачьего хутора Александровский (напомним: это тот самый хутор, где в сентябре прошлого год трое школьников занимались с 11-летней девочкой оральным сексом и снимали происходящее на видео), имя второго подозреваемого, который с ножом прикрывал стрелка, не называется, пишут Новые Известия.
Власти Кубани отреагировали на чрезвычайное происшествие через пять дней, когда уже станица, раздираемая страхами и слухами, была на грани бунта, а соцсети вовсю соревновались в изобретении версий произошедшего, накаляя в Ладожской и без того сложную обстановку. Официальные детали убийства трёх человек озвучила проснувшаяся наконец пресс-служба СУ СК РФ по Краснодарскому краю. По версии следствия, в ночь на 31 декабря подозреваемые находились в одном из кафе Ладожской, где между ними и группой других посетителей произошёл конфликт, в ходе которого участники нанесли друг другу побои. После этого мужчины ушли из кафе, но через некоторое время вернулись. Находясь в состоянии алкогольного опьянения, один из подозреваемых из автомата расстрелял посетителя кафе и диджея заведения. Затем вышел на улицу, где выстрелил в сидящего в автомобиле 18-летнего парня. От огнестрельного ранения потерпевший скончался. Уголовное дело возбуждено по двум статьям УК РФ — 105 («Убийство») и 222 («Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов»). В заявлении пресс-службы СК особо отмечается, что «согласно показаниям задержанного, мужчина стрелял в людей, не имевших с ним конфликта». Короче, следствием установлено, что мотивом преступления явилась бытовая разборка, вызвання алкогольным опьянением».
Удобная версия с нажимом на пьяную бытовуху мало кого устроила. Про атамана Ситавичуса известно, что он противник алкоголя и никотина. Но полиция почему-то с самого начала утверждала, что задержанные пьяны настолько, что даже не могут дать показания. Видео расстрела в кафе, выложенное в сеть едва ли не в первые часы трагедии, это опровергает. У Ситавичуса и его товарища движения четкие, наработанные – при алкогольном токсикозе это невозможно. Многочисленные свидетели также не припоминают, что атаман перебрал. Орал что зря – это было. Так и всякий заорет, если твоего ребенка насилуют.
Однако Следственный комитет официально заявил, что распространенная в соцсетях информация о преступлении, якобы совершённом погибшими в отношении дочери подозреваемого не подтверждается ни показаниями самих фигурантов, ни другими материалами уголовного дела. Не находит подтверждения и ещё одна сетевая версия об изнасиловании, произошедшем в кафе в ту же злополучную ночь, что, якобы, и спровоцировало Ситавичуса отомстить насильникам. Юная станичница в шоке, ничего такого с ней не происходило. Её жених, запустивший слух о негодяях, «обесчестивших девушку на глазах у всех», теперь почему-то тоже ничего не помнит, хотя и цыгане и армяне требуют назвать имена, чтобы примерно наказать «своих выродков».
В общем, скупое заявление Следственного комитета о причинах тройного убийства в станице никакой ясности не принесло, вопросов появилось еще больше, чем ответов. Сетевые версии произошедшего по-прежнему в ходу. Их две. Первая — атаман Александровского ХКО Александр Ситавичус в предновогоднюю ночь отдыхал с семьей в кафе «Огонёк», где была совершена попытка изнасилования его тринадцатилетней дочери. Он вступился за девочку, произошла драка. После чего Ситавичус покинул кафе, вернулся уже с товарищем, вооруженный ружьём, положил троих и попытался скрыться, но был задержан постовыми в нескольких км от станицы.
Вторая — казаки были пьяными, приставали к цыганам и кавказцам, за что были побиты. Атамана Ситавичуса вообще унизили — поставили на колени, задрали голову, ухватив за волосы, и в таком виде сфотографировали. Вырвавшись, атаман сбегал домой за карабином и вернулся крушить обидчиков. Их к тому времени в кафе уже не было. Стрелял наобум. Погибшие попали под раздачу совершенно случайно. Свидетели говорят, что он их не знал, предъява была «общего характера» — «пора мочить «черных».
Четких подтверждений этих версий нет. Однако есть странности и нестыковки. Жены и дочки атамана в кафе не было, их вообще не было в станице в новогодний вечер, Александр тусовался один. В горячке на эту деталь не обратили внимания, а протрезвев, задумались: а кого тогда он защищал?
Семьи Ситавичуса и сейчас нет дома – где то скрываются после задержания отца. Но кто-то упорно приписывает ей новые и новые испытания, как бы придавая смысл безумному преступлению главы семьи: то, якобы, украли его младшего сына, вышедшего в магазин за хлебом. Слух не подтвердился. То, якобы, девочка всё же изнасилована, но боится в этом признаться. Слух опровергнут. То летит весть, что к задержанному специально не допускают адвоката… Кроме слухов, есть и ещё кое-что, всерьёз настораживающее ладожские диаспоры. Кубанские власти и подконтрольные им СМИ старательно умалчивают, что стрелки являются казаками. Правозащитник кубанской «Агоры» Максим Сметанов заявил «НИ», что это так — по негласному договору в крае уже давно закрывают глаза на многие «выкрутасы» казаков, «поскольку боятся, что они в любой момент могут выйти из-под контроля и уже неоднократно в новой кубанской истории вытаскивали своих братков из любой милицейской каталажки». Удивительно, но это не очень-то и скрывается. Наоборот, этим бахвалятся.
— Ситавичусу недолго сидеть. Отомстить за надругательство вообще не преступление, а мужское благородство, — заверял на сходе в Ладожской заезжий атаман ХКО «Колосистый» Александр Каданин, сам, по его признанию, не раз выходивший победителем из схваток с МВД.
Общественный деятель из Краснодара Алексей Гайворонский прилюдно возносил Ситавичуса так, что тому впору не наручники надевать, а орден на грудь вешать: «Атаман защищал свою честь, честь замученных постоянными угрозами и преступлениями жителей. Пусть каждый мужчина задаст себе вопрос: «А что бы я сделал на месте атамана?»
Можно представить, с какими чувствами слушали «общественников» представители диаспор, только что потерявшие своих сыновей и надеющиеся восстановить справедливость по закону. Без аплодисментов обошлось и станичное казачество — не нашёл отклика призыв сесть на пожизненный за убийство трёх ни в чём неповинных человек. Других ораторов до вчерашнего дня в станице не было. Прибывший в Ладождскую глава Усть- Лабинского района Николай Артющенко разозлил станичников не меньше. Хотя мантра был обычная — о неких силах, которые «осознанно и целенаправленно пытаются расколоть наше общество, разрушить мирное сосуществование представителей различных народов, исторически живущих на территории нашего района». Конкретно никого не назвал. Да его и не слушали. Только что прошли похороны погибших ребят Артёма Мирзояна, (1993 г.р.), Романа Сиракисяна (1986 г.р.) и Николая Кузьменко (1999 г.р). До сих пор не понятно, кем их считать – несчастными жертвами или насильниками, получившими по заслугам.