Одна из жемчужин Еревана – Дом-музей выдающегося армянского художника Мартироса Сарьяна отмечает в этом году свое 50-летие. За долгие годы своей деятельности музей привлек огромное число посетителей и туристов со всего мира благодаря своей неповторимой солнечной палитре.
В рамках предстоящего мероприятия, посвященного 50-летию Дома-музея и 130-летию коньячного дела в Армении, которое пройдет 23-го и 24-го декабря в музее АРАРАТ Ереванского Коньячного Завода агентство «Новости-Армения» побеседовало с директором Дома-музея Сарьяна Рузан Сарьян.
«Новости-Армения» — В этом году Дом-музей Мартироса Сарьяна отмечает свое 50-летие. Многие люди, посетившие этот музей рассказывают о его неповторимой ауре. На ваш взгляд, чем это вызвано, и какие картины музея являются неким магнетическим центром притяжения посетителей?
Р. Сарьян — Дом-музей Сарьяна отметил свое 50-летие, он уникален по ряду причин. Во-первых, идея его создания принадлежала самому Сарьяну и была сформулирована им еще в 1927 году в письме другу из Парижа.
Понадобилось 40 лет, чтобы идея воплотилась в жизнь, и 26 ноября 1967 года музей был открыт. Сарьян принес в дар своему музею 50 произведений и наметил основные принципы дальнейшего формирования его коллекции.
На протяжении всей своей жизни он собирал и бережно хранил все те материалы, которые могли помочь в работе не только научным работникам Дома-музея, но и будущим биографам и искусствоведам, изучающим его жизнь и творчество. Это редкие документы, рукописи, письма, фотографии, каталоги выставок, в которых он участвовал, вырезки из газет и журналов с рецензиями и отзывами, и многое другое, что проливает свет на весь творческий путь, пройденный художником.
Что касается особой ауры, дом Сарьяна не случайно был построен именно здесь, по соседству с церковью 17 века Сурб Зоравор. Место выбирали Мартирос Сарьян и Александр Таманян. Именно он, наш великий зодчий, был автором проекта жилого здания и мастерской Сарьяна.
Когда Сарьян выходил на свой балкон, он видел Арарат, видел купола церкви Сурб Зоравор, слышал звон колоколов утром и вечером — все это вдохновляло его на творчество.
Работы, хранящиеся с 1932 года в Доме-музее, составляют уникальную коллекцию, представляющую творчество Сарьяна во всем своем богатстве. Наши посетители могут проследить весь творческий путь Мастера от первых рисунков, студенческих пейзажей и портретов до тех шедевров, которые принесли ему мировую славу выдающегося живописца ХХ века, создавшего свой уникальный стиль, неповторимый мир форм, цвета и света. Сарьян – это отдельная страница мирового художественного наследия.
Живопись Сарьяна выражает его ауру, которая обладает позитивной энергетикой. Она всегда со знаком плюс. Это чувствуют даже те, кто видят его работы впервые. Полотна худажника радуют, заряжают, бодрят, как глоток родниковой воды, как поток чистого горного воздуха.
«Новости-Армения» — Есть мнение, что искусство Сарьяна еще при жизни художника опередило свою эпоху. По-вашему, в чем заключается секрет, и есть ли современные последователи творчества Сарьяна?
Р. Сарьян — В Третьяковской галерее в Москве открыта выставка Сарьяна. Прежде чем туда попасть, надо пройти через залы его любимых учителей, выдающихся русских художников Валентина Серова, Константина Коровина, Виктора Борисова-Мусатова, который был вдохновителем художников «Голубой розы», и Павла Кузнецова.
И вот вашему взору открываются шедевры Сарьяна. Знаете, это такой разительный контраст! Попадаешь в знойное, жаркое, южное лето, становится светло и радостно на душе, ты испытываешь мощный энергетический заряд бодрости. Ты понимаешь, что это и не Серов, и не Коровин и не Борисов-Мусатов. Это – Сарьян! Совершенно другой художник, не похожий ни на кого из своих современников. У него есть что сказать, у него свой неожиданный и чарующий красками, формами и ритмом Восток, своя неповторимая Армения, дерзкие и смелые портреты. Он сам ведет за собой, открывает новые возможности и новые пути в искусстве. И это здорово, потому что не каждому талантливому и яркому художнику удается это сделать. А ведь это самое важное в искусстве.
Влияние Сарьяна было довольно ощутимым, особенно в Армении, потому что он создал школу современной армянской живописи и имел множество последователей. Желание поддаться соблазну, писать, как Сарьян, было настолько велико, что многие так и не смогли выйти из-под его колоссального влияния.
«Новости-Армения» — Многие считают себя знатоками творчества Сарьяна, восхищаются неподражаемой манерой письма художника. Тем не менее, для многих ценителей его искусства по-прежнему открытыми остаются вопросы об особенностях красок и стиля произведений Мастера. Расскажите о об этом?
Р. Сарьян – Говоря о Сарьяне, почти всегда употребляют определение — «яркий». Эту яркость многие пытались освоить, но тщетно. Яркость палитры у Сарьяна потрясающе гармонична и подчинена величайшему вкусу и чувству меры. Она не раздражает, не утомляет глаз. Художник мастерски распределяет свет, исходящий от незримого источника и добивается неподражаемого эффекта внутреннего свечения картины путем сочетания контрастных цветов.
Что касается стиля, то он выражен и в его упрощенном, несколько угловатом рисунке, и в обобщенных формах изображаемых предметов, и в умении придать современное звучание древнейшим художественным традициям восточного и армянского искусства.
Он обладал глубокими знаниями о том, что было создано мастерами разных эпох и народов до него. Был хорошо осведомлен о современных течениях и направлениях европейского искусства и, подчиняясь своей внутренней интуиции, особенностям национального характера и темперамента, создал высокохудожественное и высококультурное искусство, свой неподражаемый стиль, который отличает его от многих и многих художников.
Если сравнивать Сарьяна с импрессионистами, то, прежде всего, следует говорить об их исторической миссии. Художники — импрессионисты открыли людям глаза на окружающий мир, на изменчивость нашего восприятия природы и предметов в зависимости от освещения, состояния атмосферы. Они сделали это открытие для всего мира и этим воспользовались многие следующие поколения художников, в том числе и Сарьян.
То, что он сделал для армянского искусства вполне соизмеримо с тем, что сделали импрессионисты. Сарьян открыл глаза, прежде всего, самих армян на исключительную природу Армении, он показал всему миру ее особую, неповторимую красоту. Армению такой, как на полотнах Сарьяна, не видел до него ни один армянин, не писал ни один армянский художник. Она виделась и изображалась в искусстве в приглушенных, мрачных тонах, как страна скорби и печали.
Мастер создал живописный образ Армении, который закрепился за ней навсегда, и мы сегодня смотрим на пейзажи Армянского нагорья глазами Сарьяна. Многие открывают для себя Армению через творчество художника. Сарьян не перестает оставаться ее визитной карточкой. Увидевшие его работы хотят увидеть страну, которую он воспел.
«Новости-Армения» — В рамках мероприятия Ереванского Коньячного Завода «ARARAT Speakers Night«, где обсуждалась тема современных музеев, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи ЗельфираТрегулова, отметила, что для того, чтобы быть успешным, «музей должен выходить за рамки своих стен». Согласны ли вы с подобным суждением, и если да, то какие работы в этом направлении ведутся в музее Сарьяна. Проводятся ли работы по оцифровке фондов или созданию онлайн версии музея?
Р. Сарьян – Конечно, госпожа Трегулова права в том плане, что музей должен иметь постоянный выход в широкие массы и привлекать все больше и больше посетителей, быть интересным для всех слоев населения, особенно для молодежи. Мы постоянно работаем в данном направлении, тем не менее, еще многое предстоит сделать.
Все наши фонды оцифрованы. У нас была онлайн-версия музея до его закрытия на ремонт. Сейчас мы должны сделать новую версию, просто до этого пока не дошли руки, но это в наших ближайших творческих планах.
У нас довольно объемный сайт, который дает обширное представление о музее. Очень активна наша страница в Facebook. В музее Сарьяна часто спрашивают о том, где еще можно посмотреть работы художника. Поэтому у нас на сайте представлены также сарьяновские коллекции из других музеев.
«Новости-Армения» — Недавно в Третьяковской галерее в Москве открылась выставка Сарьяна. Насколько важной вы считаете данную выставку? Какие там выставлены работы?
Р. Сарьян – Выставка была открыта 14 ноября в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке – это та самая галерея, которая еще в 1910 году приобрела «Глицинии» молодого Сарьяна. В 2010 году в Третьяковской галерее, но на Крымском валу, тоже была выставка Сарьяна, и там экспонировалось намного больше его работ, чем сейчас – около 48. Все они были из коллекции самой Третьяковской галереи.
Почему возник интерес к нынешней выставке? Прежде всего, потому что здесь представлены полотна из Дома-музея Сарьяна и Национальной галереи Армении наряду с коллекцией Третьяковской галереи. В двух залах, отведенных под выставку, можно увидеть исключительно шедевры, эталонные работы 1910-х годов. Выставка производит неизгладимое впечатление, и у посетителей возникает желание увидеть и другие работы художника. Думаю, в этом году у нас будет большой наплыв туристов из России, которые захотят посетить Дом-музей Сарьяна.
Кроме того, выставка также важна тем, что ей был придан очень высокий статус. В рамках Дней культуры Армении в России выставку посетили президенты двух стран Владимир Путин и Серж Саргсян. Такое отношение к художнику дорогого стоит.
Мы считаем, что за Сарьяном должно стоять наше государство и всячески способствовать пропагандированию его искусства на самом высоком уровне. Это то, что было сделано сейчас.
«Новости-Армения» — Вот уже на протяжении двух лет в Третьяковской галерее не ослабевает интерес к армянским мастерам кисти: выставка Ованнеса Айвазовского, выставка Мартироса Сарьяна. Обе выставки имели огромный успех. По-вашему, что больше всего притягивает посетителей?
Р. Сарьян – Несомненно, созданное ими высокое искусство. Это художники, которые являются армянами по своему происхождению, менталитету и темпераменту. Судьба распорядилась так, что они получили свое профессиональное образование в России, жили и творили, в общем-то, в России: Айвазовский всю свою жизнь, а Сарьян до переезда в Армению, когда ему был 41 год.
Сарьян состоялся как художник в России, получил признание там, дальше он переехал в Армению и стал флагманом армянской живописи. Споры о том, кому принадлежат эти художники – России или Армении, не считаю серьезными, ибо оба художника настолько масштабны, что их искусство не знает границ. Этим объясняется и обширный интерес к оставленному ими наследию. Сарьян любил говорить: «Искусство подобно дереву. Его корни глубоко уходят в родную землю, а плоды могут вкушать по всему миру».
«Новости-Армения» – Опять- таки в рамках мероприятия «ARARAT Speakers Night» госпожа Трегулова отметила, что Армения – это любовь ее молодости и что эта любовь вечна. Насколько полотнам Сарьяна в Третьяковке удается транслировать Армению?
Р. Сарьян – Коллекция работ Сарьяна в Третьяковской галерее – самая богатая коллекция вне Армении. Это 68 полотен Мастера, и среди них немало шедевров, вошедших в золотой фонд мировой живописи. Третьяковская галерея считает Сарьяна одним из ярчайших художников, представляющих их знаменитую коллекцию. Его работы всегда присутствует в постоянной экспозиции галереи.
Картины, представленные на выставке сегодня, несомненно, передают магию Востока и самобытность Армении, даже если это не пейзажи, а портреты известных армян и очаровательных армянок. В картинах сконцентрировано все самое лучшее, что есть в нашем народе.
«Новости-Армения» — 23-го и 24-го декабря в музее АРАРАТ Ереванского Коньячного Завода пройдет совместное с музеем Сарьяна мероприятие, приуроченное к 50-летию музея и 130-летию коньячного дела в Армении. Насколько важны подобные кросс-музейные проекты?
Р. Сарьян – Об этом в свое время потрясающе сказала наша выдающаяся поэтесса Сильва Капутикян. Она поздравила Сарьяна, послала ему бутылку армянского коньяка и написала удивительные слова, о том, что наши памятники, архитектуру, всю нашу древнейшую страну трудно передать миру. Но есть две вещи, созданные нашим народом, которые могут быть представлены всему миру – это коньяк и искусство Сарьяна.
Не случайно, что были годы, когда на этикетках двух знаменитых коньяков «Праздничный» и «Наири» был изображен фрагмент знаковой картины Сарьяна -«Армения», написанной в 1923 году.
Сейчас мы сотрудничаем с Ереванским коньячным заводом и музеем АРАРАТ, они приводят к нам всех своих самых знаменитых гостей. И я думаю, что наше сотрудничество будет углубляться.