Русский драматический театр имени Бестужева завершил 88 театральный сезон премьерой литовского режиссера Тадаса Монтримаса «Лунное чудовище» по произведению Ричарда Калиноски.
Пьеса американского драматурга, написанная в середине 90-х прошлого столетия, долгое время шла на Бродвее, где пережила более ста показов, что для бродвейской сцены большой успех, и была переведена на 13 языков. Однако в России это только третья постановка.
С болью в душе жить невозможно
«Лунное чудовище» основано на реальных событиях: родители жены Калиноски, армянки по национальности, детьми стали свидетелями армянского геноцида в Османской Турции начала ХХвека. По сюжету именно в это же время главный герой пьесы Арам Томасян бежал с родной земли в Америку, спасаясь от участи, постигшей всю его семью, вырезанную турками. И сюда же он выписал себе жену – юную Сету, у которой в прошлом так же растерзанные родные. Здесь, на новой земле, он хочет начать новую жизнь и говорит: «моя жизнь она ведь только сейчас начинается».
Однако Арам не может изжить в себе боль. Ежедневно он молится на семейный портрет, все, что у него осталось. Вместо лица отца на нем он наклеил свою фотографию, а вместо матери – фотографию Сеты. И словно пытаясь заполнить пустоту в душе и дыры в сердце, оставленные турецкими ружьями, он поставил себе цель – заполнить оставшиеся пустоты новыми лицами. Дети становятся для него навязчивой идеей, а жена – всего лишь средством.
– Арам, по сути еще ребенок, каким мы видим его в начале спектакля, прячется от пережитого ужаса за идеальной картинкой, которую он себе придумал: он мужчина, глава большой семьи. Он хочет стать таким, как отец, восполнить потерю, поэтому живет либо прошлыми страданиями либо будущими надеждами, но только не здесь и не сейчас. Поэтому и эгоистичен, жесток по отношению к Сете, он воспринимает ее как функцию. Но жизнь всегда сложнее, и отношения между мужем и женой гораздо многограннее, чем мы себе представляем, – говорит исполнитель роли Арама актер Артур Шувалов.
При внешней холодности и жестокости в актере чувствуется эта страстность, одержимость, мужская сила и в то же время проявляется инфантильность. И если Арам из рано повзрослевшего ребёнка превращается в мужчину, то Сета наоборот из юной и наивной девочки становится сильной, мудрой женщиной.
– Она просто счастлива, что осталась жива. Она в Америке со своим мужем, и все горести, которые свалились на нее в прошлом, сейчас она пытается быть счастливой, пусть и поводов для счастья не так много, не зацикливаться на своих страданиях, – отмечает Анастасия Турушева. – Она понимает, что с болью в душе жить невозможно, и поэтому говорит: «Арам, ты не единственный в мире армянин, переживший большое горе». Нам бы всем поучиться у Сеты, как принимать своих близких такими, какие они есть, радоваться вещам, которые нас окружают, находить счастье в каждом дне.
Чудовища, мешающие счастью
Их костюмы отражают внутреннее развитие и смену времени в спектакле, так как мы наблюдаем за героями на протяжении 12-13 лет: с начала 20-х до середины 30-х годов. Здесь учтены силуэты, цветовые гаммы и детали, характерные для моды этого времени в Америке.
«Лунное чудовище» – это, конечно, история о молодых супругах, которые, несмотря на трудности, остаются вместе, учатся понимать друг друга, мириться с недостатками, любить и быть счастливыми. Но нельзя забывать контекст, в котором существуют герои, – а это первый геноцид ХХ века. Именно поэтому на афише спектакля изображено зернышко граната, как символ разбросанных по миру армян, как маленькая часть чего-то большого. Так и в спектакле частная история четы Томасян – это часть страшного армянского геноцида, в котором было убито по разным данным от 1 до 2 млн.человек.
– Говорят, когда умирает миллион, – это статистика, а когда один человек – это трагедия. Хотелось акцентировать внимание зрителей не на страшных событиях, а на драме отдельного человека. Тем более, что сама пьеса написана с легкостью, с юмором. Здесь важнее не кого-то обвинить в том, что случилось, а задуматься, почему так произошло, к каким последствиям привело и как живут после этого люди, – говорит режиссер Тадас Монтримас. – Важно не забыть то, что было. Ведь и сегодня вновь разворачиваются войны, вновь люди готовы стрелять в того, кто не той веры или национальности. А это всего лишь наши страхи, фобии, предрассудки, наши лунные чудовища, которые мешают нам быть счастливыми.
Сценография спектакля напоминает и фотослайд, мы смотрим на героев, словно на старую фотографию, в которой они существуют, и серую бетонную, полуразрушенную стену с дырами, в нише которой они пытаются создать свой уютный дом.
– История Арама и Сеты – это, с одной стороны, воспоминания одного из персонажей, а, с другой, у самих героев постоянно случаются флешбэки, когда они в своих рассказах возвращаются в те страшные события. Поэтому хотелось в сценографии отразить состояние ожившей в памяти картины из прошлого, – отмечает художник спектакля Кристина Войцеховская.
И если основная ниша – это воспоминания рассказчика, то дыры в стене-странице из фотоальбома – воспоминания главных героев, которые заполняются видеопроекциями, созданными Александрой Даниловой.
– Есть пространство, где живут герои, а есть пространство, где существуют их мечты, переживания, желания и несбывшиеся надежды. Как Арам пытается заполнить дыры на своей фотографии, так и эти дыры заполняются новыми смыслами, – говорит Александра. – Так появилась идея неродившегося ребенка, который живет в этом пространстве и рисует: сначала он набирает воду, потом расставляет краски, смешивает их, в это время у героев происходит нечто эмоциональное, рисует солнце, зеленую траву, дом, в котором жизнь бьет ключом, что придает больше трагизма тому, что происходит у Арама и Сеты.
«Лунное чудовище» – это история не только о войне, но в большей степени о любви, о семье, о счастье, которое доступно каждому, если только не превозносить свое горе на алтарь беды и не предаваться унынию. «Было и не было», – говорит герой. Жизнь продолжается.