Сказать, что АО «Свердловскавтодор» нерентабельный актив, не сказать ничего. За последние несколько лет компания терпит колоссальные убытки. Только за 2015 год убыток ее составил 116 млн рублей, в 2014 году накануне продажи — 246 млн рублей. Покупка актива «дочкой» УГМК в 2015 году не спасла положение — несколько дней назад в Арбитражный суд Свердловской области был подан иск о признании «Свердловскавтодора» банкротом. Акционерное общество задолжало поставщикам топлива свыше 30 млн рублей.
Около двух лет назад 100% акций АО «Свердловскавтодор» были выкуплены компанией ОАО «Гарант», близкой к структурам УГМК Андрея Козицына. Это был третий аукцион по продаже «Свердловскавтодора» — к тому моменту стоимость акций предприятия была снижена почти в три раза. Компания с уставным капиталом почти в 3 миллиарда рублей досталась «дочке» УГМК всего за 800 млн рублей.
В этой связи возникает два вопроса – зачем было разорять АО «Свердловскавтодор» и кому была выгодна покупка актива?
Ответ на первый вопрос вытекает из второго. Как правило, банкротство актива предшествует его покупке. При этом чем хуже положение предприятия накануне банкротства, тем ниже его стоимость. Так или иначе, с третьей попытки в конце 2015 года акции АО «Свердловскавтодор» перешли в собственность ОАО «Гарант».
Между тем, АО «Свердловсавтодор» далеко не единственный дорожный актив, близкий к УГМК. Так, например, именно на дорожных подрядах зиждется благосостояние многочисленных родственников свердловского депутата Армена Карапетяна, о чем наше издание уже неоднократно писало. ООО «ЭММА» и «СУ-196» Карапетянов ежегодно достаются десятки госконтрактов на ремонт и обслуживание дорог муниципального и областного значения. О том, как с легкой руки медных магнатов и руководства муниципалитетов компании Карапетянов получают все новые и новые подряды, которые затем не выполняют, мы тоже не раз писали. Любопытно, что в аукционах на ремонт дорог помимо компаний Карапетянов участвует, как правило, АО «Свердловскавтодор». При этом подряды по странному стечению обстоятельств, чаще всего, получают как раз компании Карапетяна.
Как «Свердловскавтодор» швырнули ради Карапетяна
В феврале прошлого года компании Карапетяна достался подряд на выполнение ремонта дороги на улице Белинского в Сухом Логу. В конкурсе приняли участие ООО «Эмма» и АО «Свердловскавтодор». В итоге контракт достался фирме Карапетяна, предложившей наименьшую сумму контракта – 32,7 млн рублей. Как сообщал rupolit.net, ремонтные работы так и не были завершены в срок, условия контракта фактически не были выполнены, но, несмотря на это, компании Карапетяна из бюджета Сухого Лога были оплачены 100% работ.
Впрочем, сейчас речь не об неотремонтированной дороге в Сухом Логу. Любопытно, что в конкурсе на ремонт дороги принимали участие две компании, близкие к УГМК, то есть фактически конкурс разыгрывался внутри одной структуры. Соответственно, кому бы ни достался контракт – АО «Свердловскавтодор» или ООО «ЭММА» (превратившаяся потом по ходу выполнения контракта в ООО «СУ-196») – бюджетные деньги были поделены между членами одной структуры, в данном случае они достались «своему» дорожнику Карапетяну из солнечной Армении.
Исходя из изложенного выше, напрашивается забавный вывод – получается, что банкротство и покупка «дочкой» УГМК АО «Свердловскавтодора» были выгодны… клану Карапетянов. Ведь именно благодаря таким фиктивным конкурсам, проведение которых стало возможно после приобретения ОАО «Гарант» акций «Свердловскавтодора», Рафик Карапетян и вся его семья смогли получать еще больше госконтрактов, а, значит, стать еще богаче!
Мы уже не раз убеждались в том, что хитрости и предприимчивости Карапетяна можно только позавидовать, но на этот раз, если наши выводы верны, он превзошел самого себя. Провернуть такую схему мог только прирожденный комбинатор и гуру госконтракта.