В федеральном суде Центрального округа штата Калифорния в Сакраменто днем 30 марта приговорили к 29 месяцам лишения свободы иммигранта из советской Армении и натурализованного гражданина США Тиграна Сваджяна.

История жизни 58-летнего дантиста Сваджяна достойна экранизации и гарантирует кассовый успех этого блокбастера. Начать хотя бы с конца, когда 1 августа 2016 года Тиграна Сваджяна арестовали в Египте, где он жил под именем и по паспорту гражданина Литвы, и 28 августа депортировали в США, откуда он бежал в сентябре 2002 года, скрываясь от суда. 2 февраля 2016 года в Сакраменто ему предъявили обширное обвинение в старых и новых грехах: от обмана программы Medi-Cal – калифорнийского эквивалента федеральной программы Medicaid – почти на 2 млн долларов, до побега за границу. За 58 лет Тигран Сваджян успел сменить советский, американский, российский и литовский паспорта.

Однако старые обвинения трещали по швам из-за многолетнего отсутствия подсудимого, и прокуратура Восточного округа Калифорнии отказалась от них в январе 2013 году. 14 ноября прошлого года Сваджян согласился признать себя виновным только в том, что 14 лет назад незаконно скрылся от правосудия, за что ему было обещано до 5 лет лишения свободы вместо прежних 10.
“Хотя попытка подсудимого скрыться от правосудия затянула дело, ему не удалось ускользнуть, – заявила тогда федеральный прокурор Центрального округа Калифорнии Айлин Деккер, незадолго до этого назначенная президентом Обамой и недавно уволенная президентом Трампом.и- Подсудимый тщательно продумал, как обмануть наше правосудие, подделав собственную смерть и взяв чужие данные. Но он серьезно недооценил наше министерство юстиции, и теперь ему предстоит длительная остановка в федеральной тюрьме”. Выслушав признание Тиграна Сваджяна, федеральный судья Майкл Фицджеральд назначил приговор на 9 февраля 2017 года, но огласил 30 марта.
Перед приговором прокуроры написали судье, что Тигран Сваджян “не просто сбежал от правосудия, а запланировал и осуществил сложную мошенническую схему, куда входили взятки иностранным чиновникам; подача ложных заявлений с целью ввести в заблуждение работников Госдепартамента и получить ложное свидетельство о смерти; и подачу этого ложного свидетельства федеральной прокуратуре. Затем подсудимый примерно 15 лет скрывался от властей США по поддельным документам. Он бросил жену, детей и родителей, начав без них новую жизнь, так как не хотел проводить время в тюрьме”. Со дня депортации Тиграна Сваджяна содержат под номером 89587-053 сначала в бруклинской федеральной тюрьме MDC, а затем в федеральной тюрьме в центра Лос-Анджелеса с таким же названием.

Начав с лечения “мертвых душ”, то есть медицинских процедур, которых не было, Тигран Сваджян сам стал “мертвой душой” в полном гоголевском смысле. Его отец Тиграна был врачом и практиковал на юге Калифорнии, где обосновалась крупная община этнических армян, и помимо полученного гражданства США у Сваджяна-старшего было гражданство Египта. Его жена Маргарита Петросова – мать Тиграна, осталась в Москве. Тигран рос в Калифорнии, откуда переехал на учебу Нью-Йорк и тоже стал врачом, закончив медицинский колледж имени Альберта Эйнштейна в Бронксе. В 1983 году он женился на Эмилии Баджаксизян, в 1984 у них родился сын Андре, а в 1986 дочка Александра.
После окончания колледжа Тигран с семьей вернулся в Калифорнию и открыл свою клинику в городке Ньюпорт-Бич. В 1998 он приобрел корпорацию Southwest Medical Group у врача, оказавшегося под федеральным расследованием за связи, как это значилось в обвинении, с “армянской и русской организованной преступностью”. Это была типичная “медицинская мельница” с клиниками в Бербанке, Вентуре и Сан-Франциско, где ее владелец и несколько десятков врачей принимали пациентов со страховками Medicaid и Medicare, а затем представляли этим страховкам “раздутые” счета, заработав на этой афере минимум 13 млн долларов. “Мельниками” занялось ФБР, и 14-месячная проверка работы клиник Southwest Medical Group установила, что доктор Сваджян “переполучил” с программы Medi-Cal больше 1,9 млн долларов.

После ареста его освободили под залог и, чтобы избежать тюрьмы, Сваджян согласился сотрудничать с прокуратурой Восточного округа Калифорнии, надеть потайной диктофон и по заданиям ФБР записывать разговоры с сообщниками. Но до этого не дошло, и перед тем как приступить к работе тайным осведомителем, Тигран Сваджян попросил разрешения посетить в Москве больную мать и вернуться к концу октября 2002 года. 31 октября, когда Тигран должен был появиться в суде, его адвокат послал факсом из Лос-Анджелеса в федеральную прокуратуру Сакраменто извещение из посольства США в Москве “О смерти за рубежом гражданина США”. Там было написано, что этот гражданин Тигран Сваджян скончался от пневмонии 20 октября 2002 года в Москве на улице Барклая, тело кремировали, а прах и свидетельство смерти вручили его матери Маргарите Петросовой.

Как стало известно с его слов позже, на какой-то гулянке в Москве Сваджян познакомился с милиционером, который предложил американцу за 200 долларов сделать его “мертвой душой”. Сваджян согласился, по липовой справке московского морга стал официальным покойником, после чего с помощью того же милиционера получил российский паспорт на имя Василия Петросова 1961 года рождения, взяв девичью фамилию матери и год рождения одного из своих двоюродных братьев.

В конце 2002 года новоявленный Петросов улетел из России в Египет, гражданином которого был его отец, и там снова как Тигран Сваджян подал заявление на египетское гражданство, получить которое не успел. Как Василий Петросов он поселился в приморском городе-курорте, где работал инструктором-аквалангистом, купил дом и сошелся с жившей там россиянкой из Сочи, которая в 2012 году родила ему сына. а в конце 2015 года должна была разрешиться вторым ребенком. Со своей американской семьей, где подрастали двое детей, Тигран Сваджян не общался.
В конце 2015 года вторая беременность его подруги протекала трудно, и врачи сказали, что при родах ей будет необходимо кесарево сечение. По договоренности с бойфрендом Василием Петросовым она улетела рожать на родину в Сочи, куда он должен был прилететь позже. У Тиграна Сваджяна был просроченный фальшивый российский паспорт Василия Петросова, и для полета в Россию требовался новый. В Хургаде у него был знакомый литовец, через которого Тигран по очередному поддельному паспорту стал литовским гражданином Викторасом Каджевкисом. В июле 2016 года он полетел в Сочи через Киев, и украинские пограничники в аэропорту Тирасполь заподозрили в паспорте Каджевкиса что-то неладное, но задерживать литовца не стали, а вернули в Египет, уведомив египтян. 31 июля 2016 года Виктораса арестовали в его доме в Хугарде и при обыске нашли давно просроченный американский паспорт.
На следующий день египтяне известили об этом посольство США в Каире, и в Хургаду срочно прибыл от министерства юстиции следователь ФБР, а от Госдепартамента агенты Службы дипломатической безопасности, отдела Зарубежной службы (Foreign Service National) и отдела обслуживания граждан США за рубежом (American Citizen Services). Тигран Свяджян не скрывал, кто он такой, но для верности его дактилоскопировали. Он рассказал о своих скитаниях под чужими именами и паспортами, сообщил дату рождения и номер карточки Social Security и даже передал хранившееся у него вместе с настоящим паспортом свидетельство о натурализации.

Сваджян снова согласился сотрудничать, не сопротивлялся депортации, и вечером 28 августа 2016 года его доставили в нью-йоркский аэропорт Кеннеди, а утром 29 – в бруклинский федеральный суд. Предоставленная Тиграну адвокат Мишел Гелернт с его согласия отказалась оспаривать депортацию в Калифорнию, и Сваджян стал федеральным з/к № 89587-053. Помимо 29 месяцев лишения свободы судья Майкл Фицджеральд приговорил его к году административного надзора, куда входят 4 месяца общественных работ. Судья отметил, что Сваджяна погубили жадность и эгоизм, а на требование обвинителя Брайанта Янга посадить доктора на пять лет, судья ответил, что рад бы, но прокуратура сама отказалось от обвинений Сваджяна в мошенничестве с программой Medi-Cal. В последнем слове Тигран Сваджян извинился перед судом и заверил, что теперь он “другой человек”, и хочет скорее вернуться к семье и детям, которые росли без него.

Прозвучало это трогательно, но довольно странно. За время его отсутствия отец Сваджяна умер от рака простаты, и хотя Тигран несколько раз общался с ним по телефону, они не виделись. Мать несколько раз была у него в Египте, а законной жене Эмилии, сыну Андре и дочери Александре пришлось нелегко. В наследство от якобы умершего в Москве Тиграна Сваджяна они получили его долги, и когда в 2013 году федеральная прокуратура прекратила его уголовное дело, гражданский суд поделил активы покойного между кредиторами. О том, что он жив, Эмилия не знала, и годами судилась хотя бы за часть общего имущества, чтобы расплатиться с долгами. Отдел здравоохранения штата Калифорния получил разрешение суда забрать дом семьи Сваджяна в Ньюпорт-Бич, но в 2005 году Эмилия отбила это решение, а через год поделила с детьми 63 тыс. долларов, доставшиеся ей по суду. В праве на выплату страховки жизни мужа, которого считали покойным, ей отказали. Это плохо, но не совсем, потому что, по данным ФБР, Эмилия Сваджян имела доступ к тайным вкладам Тиграна в швейцарском банке, где лежали три миллиона долларов. При аресте Тиграна Сваджяна в Хугарде у него было 2 тысячи долларов наличными и 10 тысяч в местном банке, а у его сочинской подруги там лежали 260 тыс. долларов, доступа к которым у Тиграна не было. Его дочь Александра вышла замуж, и у нее сын.

ИСТОЧНИКРусская Реклама