Хоккейный клуб «Арарат», составленный из наших российских и белорусских соотечественников, в сезоне 2016/2017 достойно дебютировал в Высшей лиге открытого чемпионата Беларуси (второй после Экстралиги хоккейный дивизион страны). Клуб занял 6-е место в регулярном первенстве среди 12 команд, а в 1/4 плей-офф в упорной борьбе уступил «Гомелю-2» (2:3).
«Арарат» базируется в белорусском городе Орше. За команду играют в основном молодые хоккеисты, чей возраст не превышает 21 год. В прошлом сезоне клуб пробовал свои силы в юношеском чемпионате Беларуси, где тоже выступил вполне достойно. Каковы дальнейшие планы «Арарата»? Об этом корр. «ГА» поговорил с директором клуба Рубеном Степаняном.
— Рубен Левонович, прокомментируйте, пожалуйста, выступление «Арарата» в Высшей лиге.
— Ребята играли вместе уже второй год. Считаю, что сезон сложился нормально. Показали неплохой результат и обеспечили практику нашим хоккеистам с точки зрения дальнейшего взаимодействия в национальной сборной. Были шансы пройти дальше в серии с «Гомелем-2», но мы эту возможность не использовали. К решающей игре соперники подтянули игроков из главной команды, а мы усилиться не смогли. Когда в «Могилев» от нас переходили братья Ломакины, они нам в рамках устного соглашения пообещали отдать на плей-офф Георгия Бадаляна, но этого не произошло. Смогли подтянуть только голкипера Левона Степаняна, а своей команды в Экстралиге у нас нет.
— Во второй половине сезона из клуба ушли лучшие бомбардиры братья Ломакины, а также главный тренер Юрий Чух. Это сильно сказалось на выступлении «Арарата»?
— Не скажу, что уход Ломакиных сильно сказался на результате. Они набирали много очков, но при этом недорабатывали в защите. Мы без них показали игру примерно того же уровня — менее результативную в атаке, но более строгую в обороне. Если бы не досадный сбой на финише и упущенные очки в одном из матчей от сборной Беларуси до 18 лет, «Арарат» стал бы пятым в регулярном чемпионате. Кстати, в 1/4 финала мы показали лучший результат среди четырех проигравших команд и фактически заняли 5-е место по итогам плей-офф.
С Юрием Чухом у нас был заключен контракт до конца сезона. Долгосрочное соглашение мы предложить ему не могли, и он ушел в «Могилев». После Чуха с командой продолжил работать его помощник, молодой специалист Александр Архованок. Мы назначали его в качестве тренера, который должен был довести до конца сезона заложенную Чухом программу. С этим Архованок достаточно хорошо справился.
— Что намерены делать дальше?
— Все зависит от финансовой составляющей. Мы содержим клуб практически своими силами, а это очень непросто. Помимо Белоруссии есть еще вариант с Россией. Могли бы играть в Молодежной хоккейной лиге (МХЛ), но туда непросто попасть. Там выступают молодежные команды клубов Континентальной хоккейной лиги (КХЛ).
Я разговаривал с управляющим директором МХЛ Алексеем Морозовым. Обсуждали возможные перспективы выступления «Арарата». Чтобы попасть туда, нужно соответствовать ряду требований. Для нас было бы предпочтительней выступать в группе «А» — с точки зрения более высокого уровня команд и финансовых расходов. Это более компактный с территориальной точки зрения подбор команд, что позволит меньше тратить на переезды по сравнению с группой «Б». Базироваться продолжим в Орше — это самый оптимальный вариант со всех точек зрения. Так или иначе, продолжаем искать пути финансирования на следующий год.
— Недавно генеральный директор хоккейного клуба КХЛ «Сочи» Сергей Воропаев сообщил, что клуб заинтересован в привлечении армянских хоккеистов. Что скажете?
— Я не обладаю по этому вопросу какой-либо конкретной информацией. Знаю, что в МХЛ есть несколько хороших армянских хоккеистов. Насчет нас ничего не могу сказать.
— Почему сборная Армении так и не смогла заявиться на чемпионат мира?
— Первенство мира в III дивизионе пройдет 10 по 16 апреля в Софии. Как видите, совсем скоро. Увы, опять без нас, как, впрочем, и в прошлом году. Шансы нашей сборной на победу были бы очень высоки. К сожалению, Федерация хоккея с шайбой Армении до сих пор так и не смогла решить необходимые вопросы по нашей заявке, несмотря на свои обещания. Все время слышим от них, что не готовы паспорта хоккеистов, несмотря на то что мы подали документы в консульство еще в апреле. Это долгая история, которая никак не получит своего разрешения.
Главный документ, благодаря которому наши ребята-россияне могут играть за сборную Армении, — это трансферный лист, подтверждающий, что хоккеист отыграл 16 месяцев за армянский клуб. Мы трансферные листы оформили, хотя это гораздо сложнее получения паспортов. Паспорт — необходимая формальность, но родители хоккеистов хотят ясности в вопросе освобождения их детей от срочной армейской службы. Мне лично приходилось заверять их, что все будет нормально. Обещание федерации заявить сборную на чемпионат мира не выполнено, а это не способствует доверию родителей к спортивным чиновникам. Сборная Грузии, к примеру, была дисквалифицирована из-за проблем с трансферами, но они почему-то смогли погасить дисквалификацию и теперь сыграют в чемпионате. Это произошло на конгрессе Международной федерации IIHF в сентябре 2016 года. Первенство мира был перенесено из Тайваня в Болгарию, было увеличено количество команд. То есть были все предпосылки для нашей заявки, однако этого не случилось.
— Что мешает ФХА решить эту проблему?
— Этот вопрос нужно задать им. Они, вероятно, ответят, что паспорта не готовы. Однако учитывая, что мы уже второй год имеем и содержим команду, способную выйти во вторую группу мирового первенства (возможно, и выше), можно было активно заняться этой проблемой. Проект «Арарат» я и мои единомышленники затевали ради национальной сборной. Время идет, и если ФХА продолжит проводить столь непонятную политику, отличная возможность заявить о стране на хоккейной арене будет безвозвратно потеряна, несмотря на наши огромные организационные и финансовые усилия.