Школа исторических военных армянских танцев начала работу в южной столице. У древнего народа своя хореографическая традиция. Каждый танец рассказывает определенную историю. В движениях танцовщиков легко разглядеть лихих всадников, тактику ведения боя и дружеские подбадривания. Пока в школе занимаются только армяне, но коллектив готов принять и представителей других национальностей.
Плечом к плечу юноши и девушки изучают исторические армянские танцы под звук зурны и давула. Этой хореографической студии всего месяц. 20 учеников от 14 до 24 лет. Сейчас разучивают исключительно военные танцы.
— У нас сложилась такая история, что мы почти всю жизнь воевали, и воевали мы не одни. К счастью, с нами воевали и наши сестры, матери, дочери. И поэтому в военных танцах участвуют не только парни, но и девушки, — рассказал преподаватель армянских народных танцев Арутюн Маргарян.
Такое положение вещей молодых девушек совершенно не смущает. Воевать — так воевать, танцевать — так танцевать! И пусть пока не все движения отработаны, зато настрой боевой.
— Это сила. Это мощь. Как будто в тебе танцует ни один человек, а целый народ. Настолько сильно в каждом танце проявляется народное. Не могу описать все, что происходит, но внутри все переворачивается. И ты чувствуешь весь свой народ, — рассказала ученица Сюзанна Геворгян.
— Я пришла, чтобы не забывать свои обычаи, свои традиции. Чтобы передать потом эту культуру своим детям и продолжать развитие нашего танца, — добавила ученица Арпине Неркарарян.
Молодежь в числе прочих танцует несколько разновидностей массового народного танца Кочари. Это живой пример коллективного армянского духа. Именно Кочари чаще всего изображают на картинах.
В армянской традиции каждое движение что-то значит. Например, платок можно увидеть в руках лидера. Он же выкрикивает в такт. Это и боевой клич, и помощь танцовщикам.
— Слово «хыр» означает «всадник». Движение, которое повторяется за моей спиной. Буквально –«всадник на лошади скачет». В свободном движении он опускается вверх, вниз. И повторяется движение всадника на лошади. Ноги, как копыта лошади, топчутся на месте. И этот танец километрами танцевали, — рассказал преподаватель армянских народных танцев Виген Геворгян.
Другой танец — Ярхушта. «Яр» в переводе – «друг», «хушта» — оружие. С его помощью воины настраивались на битву и праздновали победу. Армяне верят, через звонкие хлопки можно передать энергию и боевой дух. Этот ритуал мог длиться часами, до тех пор, пока руки не сбивались в кровь.
— По моему глубокому убеждению, каждый народ имеет свой танцевальный образ. Так вот танцы испокон веков свойственны были армянам. Этот народ всегда танцевал, насколько мы знаем. Танцевал в мирное время, танцевал в быту, пел. Армянский народ в мирное и военное время всегда воспринимал все позитивно, — сказал ученик Григор Акопян.
Пока в этой школе два молодых педагога. Виген и Арутюн исполнили свои мечты. Отсюда и военная тематика. В списке на будущее — бытовые армянские танцы. Также планируют пригласить педагога из Армении, чтобы у девушек была возможность изучить женские народные танцы.