Супергеройское кино Сарика Андреасяна «Защитники» выйдет на экраны только в будущем феврале, так что в 2016 году один из самых ругаемых режиссеров современной России успевает порадовать публику лишь одной премьерой. Как неоднократно заявлял постановщик, «Землетрясение» он мечтал снять давно: фильмы-катастрофы на территории бывшего СССР — явление редкое, а трагедия, коснувшаяся сотен тысяч людей в 1988 году, до сих пор в художественном кино отражения не находила. Для профессиональных изготовителей низкопробных комедий, коими в первую очередь являются Андреасян и его сподвижники (они и сами этого не скрывают), драма о событиях в Ленинакане должна была стать своеобразным аттестатом кинематографической зрелости. Дело даже дошло до выдвижения на премию «Оскар» от Армении.
И о том, что на самом деле этот самый комедийный актер, равно как и один из продюсеров фильма, действительно разбирал завалы в Ленинакане в далеком 1998-м, публика знать не обязана, хотя и с уважением отнесется к этому факту, вычитав его в новостях. Когда речь идет о создании художественного кино, не стоит возлагать все без исключения надежды на человеческое сочувствие. А в случае с «Землетрясением» мы имеем дело именно с таким подходом. Андреасян без сомнений умножает на два, три и сколько угодно все, что способно в теории вышибить из зрителя слезу, даже не собираясь при это создавать цельный сюжет и вообще заботиться о том, чтобы фильм воспринимался как произведение, а не как набор трогательных сценок, «ужасность» которых каждый раз оказывается строго обоснованной рамками возрастного ограничения 12+. Дети плачут, женщины тоже, в медиапространстве появляются шуточки насчет того, что «все русские умерли», а камера гуляет по неприлично часто повторяющимся пейзажам бедствия, даже не пытаясь служить во благо развитию сюжета. За кадром старается композитор Айко, чередуя клавишные с дудуком. Музыка призвана напомнить зрителю, что он лицезреет великое горе, и задачу свою успешно выполняет. Представить себя на месте участников тех событий, безусловно, страшно, но те герои, которых предлагает нам Андреасян, выглядят на искусственных руинах не менее посторонними, чем мы сами.
Рассчитывать приходится именно на российский прокат, а потому, пользуясь особенностями советского бытия, режиссер половину главных персонажей делает русскими, пригласив в качестве исполнителей Константина Лавроненко и Марию Миронову. Сценарная интрига не выдерживает ни одного испытания. Все эти смертельные аварии, справедливые суды, верные жены и кровные мести только раздражают зрителя, которому опять же заранее все понятно. Как и положено, 90 или даже больше процентов людей оказываются добрыми и хорошими (имеется даже верный обычаям аксакал, который соглашается принять в семью жениха собственной дочери только после того, как от того на поверхности остается только одна красноречивая рука), а плохие ребята предстают именно такими с первых секунд. Жизнь сама мародеров накажет, ага. Наше же внимание старательно пытаются сфокусировать на вымышленном конфликте между двумя мужчинами, каждому из которых досталась и без того непростая судьба. Коллектив сценаристов в итоге заводит эту историю в настолько непроходимый тупик, что ничего не остается, кроме как снимать со стены воспетое Антоном Павловичем ружье. Лавроненко по привычке хмурит бровь, сочетая хладнокровие с фатализмом, но стремясь при этом оставаться максимально «своим»; этот образ нам давно и хорошо знаком. Миронова, в свою очередь, бросает все силы и умения на воплощение чистейшей трагедии: действительно, не задалась жизнь, вздыхает зал. Как все это связано с землетрясением? Да, собственно, никак.
Перед армянскими актерами никто вообще не ставит каких-то сверхзадач: знай себе изображай национальный колорит и народное жизнелюбие, которое сильнее всяческих бед. Зрителя, таким образом, ставят в неловкое положение: отзываться о «Землетрясении» в неблагоприятном смысле означает примерно то же, что вслух ругать блюда на поминальном обеде. Прямолинейность Андреасяна в принципе уже даже не ужасает: режиссер успел доступно обозначить свое отношение ко всем способам и методам, которые отличаются от пробивания лбом встречающихся стен. Этот фильм, по крайней мере, не повторит судьбу большинства предыдущих картин постановщика с их общественными оценками «ниже троечки» — реальная подоплека не позволит. И все-таки полуторачасовые блуждания разнообразных актеров по развалинам, созданным специально для фильма далеко от действительного места трагедии, оставляют двойственное ощущение, за которое не может быть стыдно. Мы сочувствуем тем, кого коснулось землетрясение в Армении, и понимаем тех, кто стремится напомнить об этой беде новым поколениям. Но фильм Андреасяна на катастрофу не тянет ни в каком смысле: он больше похож на неуклюжую конструкцию, собранную из обломков и отрывков. И еще на то самое кино, которые мы в данном случае могли ожидать.