К мировой премьере фильма-катастрофы «Землетрясение», которая состоится сегодня в Ереване, агентство «Новости-Армения» предлагает своим читателям узнать о том, что осталось за кадром, но навсегда сохранилось в памяти его создателей.
Трагедия, объединившая мир
7 декабря 1988 года в Армении произошло землетрясение, охватившее почти половину территории страны. Были разрушены города Спитак, Ленинакан (сегодняшний Гюмри), Кировакан (Ванадзор), Степанаван и еще более 300 населенных пунктов. 25 тысяч человек погибли, 19 тысяч стали инвалидами, больше полумиллиона остались без крыши над головой.
Примечательно, что ни один ребенок после землетрясения не оказался в детском доме – каждая армянская семья считала своим долгом усыновить сирот. Семья Андреасянов (режиссера фильма) стояла в очереди на усыновление четырех детей.
Особенности творческого процесса
В процессе работы над фильмом был проведен кастинг, в котором приняли участие 500 актеров из Армении и России. Съемки фильма длились 42 дня в Москве и Гюмри. Причем в России снимались эпизоды после землетрясения, в Армении – сцены мирной жизни после трагедии. В съемках, проходивших в Армении, в массовке участвовали жители Гюмри, большинство из которых пережили и помнят землетрясение. Работа над сценарием заняла четыре года. В его основу легли документальные хроники и истории, рассказанные очевидцами землетрясения. Каждый съемочный фильм завершался минутой молчания – в память о жертвах этой страшной трагедии.
Воспоминания очевидцев
Продюсер фильма Рубен Дишдишян и исполнитель одной из главных ролей Грант Тохатян в декабре 1988 года участвовали в спасательных операциях в Ленинакане.
«Когда произошло землетрясение, мы с другом сразу же сели в машину и поехали в Ленинакан. Тогда таких добровольцев были тысячи, многие мои друзья и знакомые собирались в бригады. Все были в шоке», — вспоминает Дишдишян.
В его памяти сохранилось воспоминание о том, что вид погибших вызывал чувство ужаса, но они не позволяли себе расслабиться.
«Нам казалось, что под завалами могут оставаться живые люди, поэтому копали с остервенением, чтобы успеть их спасти», — вспоминает Дишдишян.
Эпическая драма с элементами фильма-катастрофы
Режиссер фильма Сарик Андреасян считает, что картина рассказывает о единении и людях, приехавших со всего мира, чтобы помочь разбирать завалы и спасать выживших.
«Удивительно, как трагедия может сплотить людей. Наша картина – о силе духа и о том, что человек способен на все, когда у него есть цель», — сказал Андреасян.
Лавроненко: фильм без валидола смотреть невозможно
Исполнитель одной из главных ролей Константин Лавроненко хорошо помнит, что происходило в 1988 году.
«Это даже не шок, это удар! Как это может быть, когда в считанные секунды погибает столько людей?! За что? Почему? Как? Очень важно понимать и помнить боль другого человека», — сказал Лавроненко.
В фильме он играл роль мужчины, отсидевшего большой срок и возвращающегося в Ленинакан к семье. Для актера было очень важно не допустить неточности, быть крайне убедительным.
«Такие фильмы особенно сложны, так как рана до сих пор жива. И если ты берешься за это, то понимаешь меру ответственности. Потому что здесь пронзительность, искренность должны быть максимальными, на такой теме нельзя спекулировать», — считает Лавроненко.
Тем не менее, считает актер, это не рассказ о том, как ужасна смерть, а о том, насколько прекрасна и бесценна жизнь, как ею нужно дорожить.
Тохатян: это было страшно
Популярный армянский актер театра и кино Грант Тохатян признается, что ему было сложно сниматься в этой картине, что на площадке он вновь пережил все то, очевидцем чего он был в 1988 году в Ленинакане.
«В первый день в Ленинакане царили истерика и хаос. Никто не задавал никаких вопросов, делали, что могли. В ход шло все – вилки, ложки, кухонные совки, ведра. Люди пытались копать голыми руками — я видел несколько человек без ногтей», — вспоминает Тохатян.
По его признанию, единственное место, куда он смог заставить себя подойти – руины школы. Людей там было много, они до последнего верили, что их дети живы, и не дожидаясь техники, не имея лопат, руками рыли землю, пытались сдвигать плиты, вытаскивать обломки камней.
«Первые десять лет мне часто снилась эта картина», — вспоминает Тохатян.
Самая сложная роль
Актер вспоминает, что через несколько недель Камерный театр снова вернулся в Ленинакан, чтобы привезти детям новогодние подарки и показать спектакль.
Остановили автобус на первой же улочке, поставили елочку, как-то ее нарядили. Очень скоро собрались ребятишки из соседних улиц.
«Я был Дедом Морозом и первым вышел к зрителям. Потом спросил у детей, что бы им хотелось получить в подарок», — вспоминает Тохатян.
И дети стали просить вернуть им маму, папу, братика, сестричку.
«Не знаю, как я это выдержал. По своей натуре я человек не сентиментальный. Но столько, сколько я плакал тогда, никому не пожелаю. Дай Бог, чтобы никому не пришлось подобное пережить. Несколько раз я поднимался в наш театральный автобус, рыдал и снова возвращался играть спектакль к детям», — вспоминает Тохатян.