В роли проповедника выступил, сам того не подозревая, известный в Латвии поющий поэт, автор-исполнитель Эдуард Вартанов. Он позвал публику к себе по случаю 80-летия. «Это не просто стихи, это — молитвы!» — окончательно утвердила зал во мнении, что он находится на торжестве, которое сродни священнодейству, ведущая актриса Рижского русского театра Нина Незнамова.
Коллега по сцене
«Когда звучит поэзия Эдуарда Суреновича, невольно прислушиваешься к тому, что происходит внутри тебя, хочется непременно соответствовать тем высоким истинам, которые подсмотрел в жизни и воспел в стихотворной форме автор, — продолжала Нина Фатеевна. — Беседу поэт ведет ненадуманно, спокойно, словно сидит рядом с тобой. Но от этого доказательная и убедительная сила стихов-проповедей только усиливается многократно…»
Томик в бело-торжественном коленкоре, который перелистывал у микрофона вместе с залом юбиляр, называется — «В две строфы». Он вобрал в себя более 200 поэтических произведений, то есть тех самых «молитв». Каждому автор отмерил всего восемь строк, или две строфы. И все они написаны юбиляром в последние пять лет. Сборник — седьмой в «послужном» списке автора.
Известная не только в Латвии театральная дива слово за слово — открыла страницу из биографии виновника торжества, о которой знали далеко не все сидевшие в зале, пусть и давно зачислившие себя в полк его поклонников.
«Эдуард — мой коллега, — поведала залу Нина Фатеевна. — Да, это именно так. Мы с ним выступали в конце 90-х на одной театральной сцене Рижского русского театра. В постановке режиссера Семена Лосева по пьесе Людмилы Разумовской «Французские страсти на московской даче». Я — в роли главной героини, а Эдуард — как автор шести романсов, которые органично вплелись в канву постановки. Он — автор и музыки, и стихов, исполненных в сопровождении гитариста Александра Артамонова. Пьеса озорная, где-то даже легковесная. А Эдуард своими романсами облагородил французские страсти, поднял их ввысь…»
Сам юбиляр, взяв слово следом, рассказал, как его жизнь свела с волшебным миром театра:
«Накануне Латвийское радио-4 позвало меня к себе на «Домскую площадь». У радиоточки, к счастью, в момент моего выхода в эфир оказался Семен Михайлович, режиссер театра русской драмы. Он как раз мучился поисками музыкального обрамления для новой постановки. Перебрал сотни романсов, но те никак не хотели вписываться в драматический материал. А услышав мой «Романс уходящего века», буквально подскочил на стуле: «Это то, что нам надо!». Немедля разыскал меня и выбрал из моего нотного сборника еще пять романсов для спектакля.
«Французские страсти…» были обречены на бешеный успех. Они не сходили со сцены целых пять лет! Вслед за Ригой взялись ставить пьесу Калининград, Старый Оскол, другие театры России. Сценарии, конечно, разнились от рижского, поскольку писали их другие люди. Но музыкальное оформление они непременно заимствовали с берегов Даугавы — в авторстве юбиляра.
Стартовал Эдуард Вартанов на поприще поющего поэта, когда уже за плечами было почти полвека жизни.
«В один прекрасный день стихи на меня посыпались камнепадом, едва успевал записывать, — вспоминал на концерте юбиляр. — По протекции своего товарища пришел в «Молодежку» к литконсультанту Ольге Николаевой. Она из толстой стопки отобрала только пять-шесть: «Вот это стихи!..». И добавила: «К тому же это — готовые песни…». Намек понял. Взял в руки гитару…»
Сегодня в копилке юбиляра более 130 романсов. В том числе — на стихи Сергея Есенина. А еще он великолепно исполняет романсы и песни из наследия Вадима Козина, Леонида Утесова, Булата Окуджавы…
Защитник неба и… душ
В зале юбилейного концерта было немало офицеров в запасе. Причем, не только из Риги, но и из других городов Латвии. Так открылась еще одна страница в биографии Эдуарда Суреновича: прежде, чем стать поющим поэтом, он 29 лет отдал службе в Советской Армии. Демобилизовался в звании подполковника ВВС.
Как справедливо заметил на концерте Артур Невицкий, председатель правления ассоциации национальных меньшинств «Содружество», Эдуард Вартанов полжизни защищал в небе наши головы от военной напасти, а вторые полжизни спасает наши души от всяческого нравственного разложения.
Леонид Евтушенко, председатель Салдусского отделения Общества военных пенсионеров, майор в отставке, выстояв длинную очередь желающих поздравить юбиляра, обратил в своей речи внимание на то, что Эдуард жестко руководствуется теми истинами, которые проповедует в своем поэтическом наследии. На него можно положиться во всем, он — человек слова, он умеет дружить… Одним словом, именно про таких говорят: с ним можно идти в разведку…
«Я творчество Эдуарда Вартанова открыл для себя более десятка лет назад, — рассказал залу Леонид. — Стал приглашать к себе столичного мэтра в свою провинцию на благотворительные концерты для ветеранского актива — по случаю дат в истории войны, российских праздников, на юбилеи сослуживцев и солдат-антифашистов. И хотя Салдус — край далеко не ближний, не знаю случая, чтобы он сорвал хоть раз мероприятие под благовидным предлогом, который при желании всегда можно придумать…»
Аналогичные похвалы привез на юбилейный концерт и подполковник в отставке из Добеле Юрий Жидков: «На недавних мероприятиях по случаю 72-й годовщины со дня освобождения нашего города от немецко-фашистских захватчиков, которые были организованы на братском воинском захоронении в самом центре Добеле, Эдуард в очередной раз покорил публику своими романсами. Тема величия Подвига, тема неизбывной благодарности Солдату-Победителю тоже весомо и ярко представлена в его творчестве…»
В Москву, к легенде — на экзамен!
Каждому творческому человеку важно осознать, правильным ли путем он идет. В этой связи Эдуарду Суреновичу повезло: его крестной мамой стала легенда русского романса Алла Баянова. Об этой экстравагантной странице из своей биографии юбиляр рассказал залу сам:
«В 1994 году, будучи в Москве проездом, я решил напроситься на прослушивание к Алле Николаевне. Друзья снабдили меня ее телефонным номером. Раз звоню, другой… В ответ категорическое «нет!». Как видно, желающих, подобно мне получить у нее аудиенцию, было хоть пруд пруди… Позвонил я ей в третий раз. Напомнил: я тот, который на ваших недавних гастролях в Риге попросил у вас автограф на пластинке Петра Лещенко, вашего кумира… Алла Николаевна вспомнила этот эпизод: не часто ей приходилось иметь дело с поклонниками, вооруженными такими редкими раритетами… «Приходите!..» — услышал я твердое в трубке…»
Квартиру Баяновой на Старом Арбате Эдуард нашел быстро. Алла Николаевна встретила его в ярком сарафане, исполненном в русских народных традициях, и с огромным котом на руках, когда-то совсем маленьким подобранным на помойке. Пригласила для прослушивания в светелку. Эдуард исполнил один романс, другой, третий… Никакой реакции со стороны знаменитости не последовало. «Провал! Полный провал!..» — бешено завертелось в мозгу у рижского гостя.
Однако вместо холодного рукопожатия на прощанье легенда предложила ему пройти в другую половину ее огромной квартиры. Мол, у нее там гости, и не был бы я столь любезен исполнить свои романсы перед ними.
«Я внутренне сжался в комок, — продолжал Эдуард рассказывать залу. — Гости наверняка были под стать Алле Николаевна. Сливки общества… В итоге мой экспромт-концерт продолжался 40 минут. Прекратил его я. Из скромности счел, что нехорошо столь долго злоупотреблять вниманием почтенной публики. Меня обступили с возгласами: «Браво!», «Так держать дальше!..» Наиболее горячо хвалила меня легенда. В общем, все говорило за то, что я сдал экзамен на «пять» и что я на правильном пути в своем творческом поиске. Это вдохнуло в меня исполинскую уверенность…
«Горжусь тобой, Эдичка!..»
На концерте удалось подслушать много ярких отзывов о творчестве юбиляра. Дескать, его стихи «иногда сравнимы с дневниковыми записями» — о себе, о времени… Эта оценка принадлежит руководителю Русской писательской организации Латвии Анатолию Буйлову, составившему предисловие к новому сборнику Эдуарда Вартанова. И впрямь: мы узнаем из двухстрофных посвящений, что его родословная уходит корнями в Нагорный Карабах, откуда вынужден был бежать дед-армянин со своим семейством, спасаясь от кровавого выяснения отношений на национальной почве. Так местом рождения Эдуарда стал Пятигорск. В сборнике выпукло предстает образ
Женщины, в том числе и той единственной, которая заняла место рядом с ним, шагая с ним по жизни, и которой уже девять лет нет с ним.
Немало стихотворений посвящено России-матушке, с которой он «каждой жилкой связан». И трагическим событиям на Украине, потому что Эдуард признается: «я на четверть хохол…» (мама была наполовину русская и наполовину украинка). И взорванному над Синаем самолету, и рухнувшей в Риге «Максиме»…
В заключение не могу не привести еще один отзыв театральной дивы Нины Незнамовой:
«Несмотря на очень значимый юбилей, Эдуард по-прежнему в расцвете творчества. Его сборники раз от раза становятся все мощнее по силе поэтического воплощения… Несмотря на очень круглую дату, он полон оптимизма. И — новых творческих планов, которые, похоже, вполне реальны… Я по-настоящему горжусь тобой, Эдичка!..»