Одна из самых популярных российских писательниц армянского происхождения, автор многочисленных бестселлеров Наринэ Абгарян в эксклюзивном интервью агентству «Новости-Армения» рассказала о том, что собирается вернуться на Родину, раскрыла свой собственный рецепт счастья, а также объяснила, почему она сбежала из рая.
— Свою писательскую карьеру вы начали со странички в Живом журнале. Это был способ самовыражения?
— Да, наверное. Я чувствовала себя нереализованным в творческом плане человеком и решила вывешивать эти истории в Живой журнал, в надежде на то, что люди их прочитают.
— То есть, работая бухгалтером, вы в то же самое время начали писать?
— Да, практически. Это был такой побег от бухгалтерии.
— «Манюня» и «Панаехавшая» – персонажи автобиографические?
— Да, совершенное автобиографические. Конечно, что-то приходилось менять, чтобы не было претензий у людей. Какие-то истории нужно было переделывать, дабы не подставить кого-то, но все центральные персонажи являются документальными.
— В августе 2015 года Вы удостоились Российской литературной премии имени Александра Грина за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы. Что дали литературе Вы, и что дала Вам литература?
— Литература дала мне самое главное, к чему я стремилась – чувство уверенности в том, что ты занимаешься тем делом, которое у тебя более или менее получается. О том, что я дала литературе, должны говорить читатели и критики. Но я постаралась сблизить писателя и читателя, чего раньше не было.
— Вы себя считаете российской писательницей армянского происхождения или армянской писательницей, живущей в России?
— Армянской писательницей, временно живущей в России.
— Вы написали «У каждого человека свой рай, откуда однажды, не справившись с бременем истины, он сбегает. Мой рай там, где на приветствие отвечают «твоё «здравствуй» принадлежит Богу», где, поторапливая, напоминают «у дня не осталось времени для вздоха». Почему Вы сбежали из рая?
— Потому что была война, а я от нее устала. Да на самом деле я не сбегала. Просто моя мама была уверена, что я могу добиться большего. Она меня, можно сказать, вытолкнула в Москву. Я ей за это благодарна, потому что все получилось так, как она думала.
— Правильно ли я поняла, что Вы собираетесь вернуться? Потому что вы нужны Армении или потому что Армения нужна вам?
— Я думаю, что Армения нужна мне, по-другому не бывает.
— А Вы представляете, как будете жить в Армению после столь длительного перерыва?
— Конечно, я часто сюда приезжаю. Я понимаю, что я тоже не сахар и не большой подарок, поэтому я буду сначала действовать маленькими перебежками, на месяц-другой, потихонечку буду привыкать.
— В Армении будете продолжать заниматься писательской деятельностью?
— Естественно. Мне тут и пишется легче.
— Другая цитата. «Иногда я бываю такой невыносимой, что хочется себя запретить. Ищу свою истину и не могу найти. Боже, говорю я, Боже, почему ты молчишь. Подай знак, подскажи, объясни». Вы определили для себя секрет счастья?
— Это совершенно простые вещи: чтобы родители были живы-здоровы, чтобы ребенок не болел, чтобы близкие не страдали. Хочется человеческого счастья для людей, которые меня окружают. Это и есть мое счастье.