На этой неделе в Москве на историческом факультете МГУ прошла международная научная конференция «Армянская диаспора и армяно-российские отношения: история и современность». Конференция собравшая порядка 100  специалистов по арменоведению из 16 стран, стала хорошим поводом для обсуждения проблем армянской диаспоры в России и не только.

Проблемы с единством Армянская община России является крупнейшей в диаспоре. Согласно последней переписи населения (2010 год), численность армян в РФ составляет 1,182 млн. человек, и являются седьмым по количеству людей народом в России (0,86% населения). Однако представители армянских организаций РФ уверены, что перепись не полностью отражает подлинное число армян в России. Так, глава “Союза армян России” Ара Абрамян считает, что с учетом трудовых мигрантов в России живет около 2,5 млн. армян.

В общине довольно много проблем, главной из них является разобщенность и слабая организованность диаспоральных структур. И надо заметить, что для этого у них имеются  как объективные, так и субъективные причины.

Среди объективных причин можно отметить российскую специфику. Российские власти не очень приветствуют создание мощных общественных организаций, которые могут преследовать политические цели и лоббировать интересы других стран. Если только они не созданы по инициативе властей. И такой подход действует не только в отношении  армян, но и других общин.

При этом по сравнению с организациями других диаспор (за исключением еврейской), армянская община в лице “Союза  армян” добилась наибольших успехов в контактах с властями России. В пользу этого говорит то обстоятельство, что  глава САР Ара Абрамян указом президента России был назначен председателем Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям.

К числу субъективных причин можно отнести амбиции руководителей армянских организаций РФ, их нежелание сотрудничать с “конкурентами”. Это не в последнюю очередь обусловлено тем, что многие руководители армянских организаций являются крупными предпринимателями и рассматривают диаспоральные структуры как средство налаживания контактов с федеральными и местными властями. Что помогает им в ведении своего бизнеса.

Почему в Москве не было митингов? 

К российской специфике относится и сложность с проведением массовых уличных акций. Так, многие в Армении критиковали армянскую общину РФ за то, что в Москве не прошли акции протеста в связи с азербайджанской агрессией против Нагорно-Карабахской Республики (НКР) в апреле этого года. Как это было в городах США, Ливана и европейских стран.

С учетом довольно либерального законодательства в Армении, регулирующего проведение акций протеста, люди не понимали, что в России дело обстоит иначе. И проведение акций протеста с нарушением российского законодательства могло бы привести к негативным последствиям для организаторов и участников этих акций.

Следует отметить, что получение разрешения у властей для проведения массовых уличных акций в России довольно сложный процесс. И эта сложность никак не связана с армянской общиной или ее требованиями, а имеет внутриполитические причины.

Поэтому российские армяне предпочли вместо уличных акций протеста (которые бы в реальности ничем не помогли бы НКР) сосредоточиться на материальной помощи Арцаху и оказали существенную помощь как в виде денежных пожертвований, так и передачи республике автомобилей и различной техники и снаряжения.

Схожие проблемы армян России, США и Европы 

При этом надо признать, что проблемы армян живущих в христианских странах довольно схожи. Это касается в первую очередь вопросов сохранения родного языка и национальной идентичности. Например, даже в очень дружественно настроенных к армянам исламских странах (Иран, Ливан, Сирия до гражданской войны  и др.) иная религиозная среда вынуждает армян быть более сплоченными и сохранять свой язык и традиции.

Как отметил директор института Истории Национальной Академии наук Армении Ашот Мелконян, главной проблемой армянской общины в России является знание армянского языка. “В основном его знают те, кто недавно переехал из Армении. А вот, допустим, в Ливане, Сирии или Египте нет такой проблемы. В этом плане российская диаспора очень похожа на армянские общины Франции, Италии, в какой-то мере США, кроме Лос-Анджелеса”,- заявил он агентству “Новости-Армения’ в кулуарах конференции в МГУ.

Что касается организации армян России, то, по мнению Мелконяна, делается серьезная работа, но необходимо координировать действия имеющихся нескольких армянских общероссийских организаций из одного центра.

При этом Мелконян считает, что проблемой сохранения языка и национальной идентичности в России и других странах в первую очередь должны заниматься армянские власти. “Надо скоординировать все эти действия из Армении и создавать такую атмосферу, чтобы сама диаспора захотела быть армяноязычной. Люди занимаются армяноведением, но не знают родного языка. В России, США и Франции. В странах Ближнего Востока нет такой проблемы”,- сказал он.

Отношения Армении и диаспоры 

Однако, вряд ли стоит ожидать от армянских властей более активной работы с диаспорой. А иначе, как можно понимать нежелание посла Армении в РФ Олега Есаяна хотя бы пару минут уделить общению с прессой на конференции. Причем вежливый игнор прессы под предлогом спешки происходит не в первый раз.

Если же глобально подойти к вопросу отношений Армения-диаспора, то нужно констатировать, что армянские власти зачастую рассматривают диаспору как источник либо финансовой, либо политической помощи.

Власти не хотят (да и не смогут даже при желании), вкладывать большие деньги в диаспору.Хотя эти вложения необходимы для сохранения того потока финансовой помощи, который сегодня поступает в Армению. Ведь за потерей языка последует потеря национальной идентичности и ассимиляция. И вряд ли тогда армянским властям стоит рассчитывать на какую-либо помощь.

К слову, интересна разница в подходах к отношениям с диаспорой Армении и Израиля. Если для занимающихся связями с диаспорой по всему миру госструктур Израиля важнее организация переселения евреев на их историческую Родину, то для армянских госструктур этот вопрос второстепенен. Первоочередным для них является сохранение общин по всему миру с целью дальнейшего получения от них помощи.

И даже в этом вопросе из-за пассивности или неэффективной деятельности  есть большие упущения, которые видны на примере общины в России. Ведь многие вопросы, например организационные,  можно было решить при посредничестве армянских властей. Ведь сильная армянская община РФ в интересах и Еревана, и Москвы, так как будет способствовать укреплению и развитию отношений между двумя союзными государствами.

Айк Халатян — политический обозреватель, специально для «Новости-Армения» 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

ИСТОЧНИКНовости Армени