Алматы посетил человек, которого называют легендой мировой музыки – Дживан Гаспарян. Больше всего к нему подходит слово «уникальный»: уникальный импровизатор, уникальное творческое долголетие, уникальная творческая разносторонность
От «Христа» к «Гладиатору»
Вот только несколько фактов из жизни великого мастера.
— В 1947 двадцатилетний Дживан Гаспарян играл сольную партию в Кремле, за что получил часы от Иосифа Сталина.
— Подарок Вождя юноша обменял на пиво и пирожки — время было голодное.
— С днем рождения Гаспаряна поздравляют Стинг, Шер, Питер Гэбриэл, Брайан Мэй, Лайонелл Ричи, Шарль Азнавур…
— Гаспарян играет на дудуке (цирапанохе) — народном армянском инструменте, похожем на гобой: трубка из абрикосового дерева и двойной тростниковый язычок. На цирапанохе армяне играли еще две тысячи лет назад.
— Все дудуки музыкант изготавливает своими руками.
— За свою жизнь Дживан Гаспарян дал более 20 тысяч концертов и пока не собирается останавливаться.
— Музыка в исполнении Гаспаряна звучит в более чем 40 кинокартинах. Первый голливудский фильм, где есть саундтрек на дудуке, — «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе (1988). После него были «Арарат»; «Халк», «Александр», «Страсти Христовы», «Код да Винчи», «Хроники Нарнии», «Пираты Карибского моря: На краю света», «Мюнхен», «Сириана», «Зена — королева воинов», «Пепел и снег», «Дом. История путешествия», «Онегин», «Игра Престолов» и др. Композиция к «Гладиатору» отмечена премией «Золотой глобус».
Шелковый путь музыки
Выступление Дживана Гаспаряна — часть проекта Silk Music Fest, годового цикла совместных концертов музыкантов со всего мира. Организатор фестиваля — музыковед и певица Ирэн Аравина.
На этот раз вместе с Гаспаряном можно будет услышать этно-фьюжн группу Magic of Nomads, в составе которой пианист, джазовые исполнители, домбрист и мастер горлового пения.
Накануне концерта Дживан Гаспарян и его музыканты встретились с друзьями и поклонниками на открытии магазина музыкальных инструментов 4Stage.
Пела сама Ирэн Аравина, а слушателями были именитые представители армянской диаспоры в Алматы.
Мы воспользовались случаем, что задать знаменитому дудукисту несколько вопросов.
Дживан Арамаисович, у каждого народа есть свой музыкальный инструмент. Но мы воспринимаем балалайку или домбру чуть ли не как музейный экспонат. Как вам удалось сделать ваш дудук живым, современным?
— Я не знаю, как это объяснить. Но любой музыкальный инструмент, если у вас есть вкус, можно сделать современным, если этим заниматься. Нужно не забывать старое и делать современные вещи: играть и с джазовыми, и с симфоническими оркестрами. Тогда вашу музыку полюбят. Никаких секретов нет — надо заниматься.
Вы как-то сказали, что дудук — это звук мужской печали. О чем он печалится?
— Настоящее имя дудука — циранапох, что означает «абрикосовая труба». Да, дудук 99 раз печалится и 1 раз веселится, но на нем мы играем и танцевальную музыку — не только печальное.
Есть ли какой-нибудь музыкальный инструмент, который не сочетается с дудуком?
— Может быть, и есть, но я такого не знаю. Вы говорили о балалайке — это очень богатый инструмент, я играл с ним в фильме «Онегин».
Звучание дудука называют божественным. Какой-нибудь инструмент можно поставить рядом с ним по богатству и тембру?
— Конечно, можно — любой. Вот я готовлюсь играть с казахскими исполнителями, дудук будет звучать вместе с народными казахскими инструментами.
Музыка вне политики
Если бы вы не стали играть на дудуке, чем бы вы занимались?
— Я не знаю. В моем детстве время было тяжелое, послевоенное. Но музыкантом я бы стал в любом случае. Я люблю музыку.
Вы жили при разных правителях, разных режимах, в разных странах. В какие времена вам лучше игралось?
— Я не могу сравнивать, для меня разницы нет. Я люблю разные народы. Для меня нет плохой нации — для меня есть плохой человек. Я политикой не занимаюсь, только играю музыку, и кто слушает — тому я буду рад.
Может ли музыка быть вне политики?
— Политикой я не занимался никогда в жизни и никогда не буду заниматься. Это не моя работа. Я играю в разных странах, мои друзья-музыканты — разных национальностей. Причем тут политика? У нас, музыкантов, совсем другой бог — музыкальный бог. Между нами не должно быть различий. Я всегда так жил.
Вы так давно на сцене, не хочется на покой?
— Что такое пенсия? Буду дома сидеть дома, ничего не делать? А так я с людьми, народ меня любит. Думаю, 90 лет отмечу, а там… посмотрим.
Вам есть кого оставить вместо себя на сцене?
— Мой внук уже играет лучше меня. Джуниор, Дживан Гаспарян-младший.
Он тоже так думает?
— Этого я не знаю, у него спрашивайте.
Ваша музыка в основном звучит в фильмах о далеком прошлом: зарождении христианства, Древнем Риме. Может, сам звук древнего дудука оставляет впечатление глубокой старины?
— Не только в фильмах о прошлом, и в картинах о современном — тоже. Я недавно вернулся из Америки, был в Германии, Париже, в Ереване и оттуда приехал сюда. В Голливуде снимают фильм «Конец мира». Четыре года уже снимают, и еще будут долго снимать. В нем играют артисты со всего мира: итальянцы, французы, немцы. Для этой ленты тоже записали музыку.
Вы и пишете музыку, и играете. Прежде всего вы композитор или исполнитель?
— Я не композитор. Но у меня есть песни, которые я писал. Композитор — это другое, это тот, кто симфонии пишет. Почти вся музыка, которая звучит в голливудских фильмах, это мои импровизации.
Лет 20-25 назад о дудуке знали только в Армении, а сейчас он звучит по всему миру. Вы можете сказать, что добились того, что хотели?
— Думаю, что да (улыбается). Без ложной скромности могу сказать, что я очень много делал, на мои концерты ходят русские, итальянцы, американцы, не только армяне. Вот сейчас — кто меня пригласил? Казахи.