31.03.15
15:16
ЕАЭС. Как реализовать возможности?

Запуск проекта ЕАЭС совпал с рядом принципиальных политических и экономических процессов, которые оказывают прямое воздействие на дальнейшее развитие постсоветского пространства и мира в целом. Это украинский кризис и связанная с ним санкционная война между Россией и странами Запада, сланцевая революция и резкое падение цен на углеводороды, конфликты на Ближнем Востоке и вывод сил НАТО из Афганистана, выход Китая на первое место в мире по объему ВВП.

В более общем плане происходящее отражает столкновение двух концепций мирового развития – однополярной (США и их союзники) и многополярной.
Глобальные противоречия так или иначе сказываются на всем постсоветском пространстве. На этом фоне произошел раскол постсоветского мира, заметное ухудшение финансово-экономического положения России.

Необходимо также отметить, что евразийские интеграционные процессы протекают в условиях вялой мировой экономической конъюнктуры, замедления экономического роста всех стран-участниц и членства РФ, а в недалеком будущем и Казахстана в ВТО, что изменяет условия конкуренции на пространстве ЕАЭС. В связи с этим евразийская интеграция сталкивается с немалыми противоречиями.

В частности, произошедший в конце 2014 года конфликт между Москвой и Минском относительно предполагаемого саботажа Белоруссией российских контрсанкций стал проверкой на прочность нового Союза.
Так или иначе, возникает вопрос о том, кто больше выигрывает от этого проекта и почему.

Узкая и широкая интеграция

Представляется, что развитию интеграции на постсоветском пространстве препятствует отсутствие единства в понимании того, что такое евразийская интеграция. А ведь от этого зависит стратегия интеграционной политики.

В узком представлении евразийский процесс представляется как постепенное расширение «четверки» участников в результате присоединения других государств, прежде всего постсоветских. При широком понимании интеграционную стратегию определяет налаживание взаимодействия всех стран СНГ и Грузии через создание соответствующих двухсторонних и многосторонних механизмов сотрудничества.

Имеющийся опыт регионализации на постсоветском пространстве указывает на взаимозависимость отдельных интеграционных проектов.

В реальной интеграционной практике России сегодня преобладает узкий подход.
Еще одна проблема связана с тем, что при активном формировании институтов ЕАЭС не происходит серьезных структурно-технологических изменений в производственном секторе экономики.

И в условиях политических различий между странами, их зависимости от импорта технологий из третьих стран, большой протяженности и слабо развитой инфраструктуры, временной лаг между учреждением интеграционных институтов и формированием интегрированной экономики может быть довольно длительным.

Сокращение этого лага имеет большое значение, поскольку деиндустриализация 90-х годов наиболее сильно ударила по производствам, отражавшим советские технологические достижения. В результате сузилась технологическая и структурная взаимозависимость национальных хозяйств – производственная основа интеграции.

Структурные изменения в экономиках стран-участниц до сих пор в основном происходили под влиянием мирового спроса и предложения, которые не стимулировали диверсификацию производства на основе новых высокотехнологичных производств. Наиболее крупные производственные мощности создавались преимущественно в традиционных секторах экономики, опирающихся на природные ресурсы и ориентированных на экспорт, а также в обслуживающей их инфраструктуре.

В результате примитивизации производства ослаблялся потенциал машиностроения, который воплощает в себе технологический уровень национальной экономики. Это компенсировалось ростом ввоза машино-технологической продукции из третьих стран.

На основе импорта в ряде новых независимых государств (ННГ) создавались сборочные производства, а также новые производства на основе копирования зарубежных оригиналов и импорта комплектующих и компонентов. Так, доля третьих стран в общем импорте машин и оборудования в 2014 г. выросла до 70% в Узбекистане и 90% в России.

Упрощение экономики, а в ее составе и экспорта, растущая зависимость от импорта из третьих стран фактически означает размывание унаследованной от советского времени комплементарности экономики. При этом новые производства, воплощающие евразийскую интеграцию, пока малозаметны.

В нашем представлении задачей сегодняшнего дня должна стать всемерная координация развития национальных экономик, наращивание взаимных торговых связей и инвестиций стран ЕАЭС и заинтересованных стран СНГ.

Для этого необходимо расширение институтов взаимного сотрудничества на разных уровнях: наднациональном, национальном, региональном, муниципальном. Сегодня было бы целесообразно нацелить деятельность свободных экономических зон, которые имеются в России, Белоруссии и Казахстане, на общий рынок ЕАЭС и СНГ, предоставив для этой цели СЭЗ дополнительные преференции.

Модернизация и геополитика

В экономической консолидации постсоветского пространства особую роль играет Россия, имеющая наиболее высокий среди стран СНГ уровень развития и самый емкий рынок. Перспективы евразийской интеграции во многом определяются динамикой модернизации экономики России, темпами ее экономического развития. В этой связи выбор модели развития РФ должен учитывать ее ключевое место на евразийском пространстве.

События последних месяцев свидетельствуют, что России следует более тесно координировать с партнерами по ЕАЭС и СНГ валютную, экономическую и внешнеторговую политику, стимулировать развитие малого и среднего бизнеса и его допуска к рынкам друг друга.

Хотя положение «младших партнеров» сегодня устраивает не все страны, они заинтересованы в России как в месте зарабатывания денег. Возможность работать в РФ  для населения стран СНГ выступает фактором, реально объединяющим постсоветское пространство. При этом импорт рабочей силы из стран Содружества закрывает значительную часть потребности России в рабочей силе разной квалификации.

Россия также выступает для ННГ крупным и во многих случаях единственным рынком их традиционных товаров и услуг. Страна является довольно привлекательным местом помещения капитал. Для многих ННГ Россия сохраняет прежнее значение для подготовки кадров высокой квалификации. Наконец, несмотря на противодействие радикальных национальных элит, российская культура в ее разнообразных проявлениях сохраняет в СНГ и Грузии свое значение.

Подключение к ЕАЭС Армении, а в дальнейшем, вероятно, Киргизии, ставит задачу подтягивания уровней их социально-экономического развития. Это потребует от них активизации инвестиционных усилий и создания специальных институтов по их финансовой поддержке как в рамках ЕАЭС, так и на двусторонней основе.

Не так давно Центром  интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР)  были  проведены исследования отраслевого и торгово-инвестиционного взаимодействия и эконометрическое моделирование процессов интеграции в контексте формирования ЕАЭС.  Специалисты  Центра оценили эффект от создания ТС и ЕАЭС, а также возможного вступления в ТС Украины, Армении и Таджикистана.

В частности, отмечается, что в процессе интеграции с ТС дополнительный рост ВВП Армении составит около 4% в год. А одна из основных выгод Армении от вступления в ЕЭП заключается во вхождении в единый рынок труда: 85% трансфертов в эту страну в настоящее время поступает от трудовых мигрантов из России (15% ВВП Армении), отмечается в докладе.

По мнению специалистов ЕАБР, присоединение к соглашениям ЕАЭС обеспечит прирост объема трансфертов в Армению на 40 млн долларов в год

Кроме того, благодаря свободе передвижения товаров и капитала в ЕАЭС, Армения получит доступ на емкий и защищенный рынок и одновременно приток инвестиций, в результате чего импульс развития получат отрасли армянской экономики, ориентированные на экспорт (авторы исследования отметили возведение в Армении с участием инвесторов из стран ЕАЭС новой атомной электростанции и реализацию других проектов в энергетике; возможное строительство железной дороги в Иран, транспортного коридора «Север-Юг», возобновление железнодорожного сообщения с Россией через территорию Грузии и т.д.).

Серьезную проблему для евразийской интеграции в ее узком и широком понимании создает конфликт интересов РФ и ЕС по поводу продвигаемых сторонами интеграционных проектов. ЕС и США не признают претензий России на особые интересы на постсоветском пространстве  и проводят последовательную политику расширения своего влияния. Яркий пример тому – Украина.
Сегодня и у ЕС, и у России в подходах к регионализации преобладает геополитика, стремление создать вокруг себя пояс лояльных государств. Без отхода от блоково-буферного варианта регионализации трудно будет добиться глобальной стабильности и устойчивого социально-экономического развития. -0-

Леонид Вардомский, руководитель Центра сравнительных исследований Института экономики РАН

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

 

Загрузка...
Загрузка...
 
 
 
 


Армения: старый друг лучше новых двух

HAYINFO.RU on Facebook

Посол Армении в РФ
Консульство Армении в РФ
Президент Армении
Правительство Армении
Парламент Армении

Посол Армении в РФ
Консульство Армении в РФ

Подписаться на новости




 

Все права защищены © 2006-2016. При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Hayinfo.ru" обязательна. Информационно-аналитический портал Армении
Изображение 11 из 47