В последнее время на армянском рынке, из-за внедрения ограничений на курение в общественных местах, все большую популярность начинают приобретать электронные сигареты (курительные приборы) или так называемый «вейпинг». Тема становится все более актуальной на фоне популяризации здорового образа жизни в стране.

Кроме того, некоторые курильщики наивно полагают, что, перейдя от обычной сигареты на электронную, они смогут постепенно отучить себя от этой вредной привычки.  Курильщикам электронных сигарет не мешает также тот факт, что на армянском рынке практически невозможно приобрести вейпинг, они готовы привезти его из других стран, заказать по интернету.

Электронный дым 

Одним из наиболее известных брендов, выпускающих  электронные сигареты, является Philip Morris International Management SA, со своим электронным устройством iQOS — бездымный табачный продукт, позиционирующийся как потенциально менее вредный для здоровья. iQOS состоит из аккумулятора и прибора (напоминает по форме авторучку), куда помещаются похожие на сигареты табачные картриджи (Marlboro heatsticks).

При курении обычных сигарет выделяется дым, а в iQOS табак нагревается, выделяя пар. Поэтому «хитстиксы», как уверяют в PMI, менее вредны для здоровья, поскольку содержание вредных и потенциально вредных веществ в аэрозоле, вырабатываемом iQOS, в среднем примерно на 90% ниже, чем в дыме обычных сигарет.

SOS из-за iQOS

Российский рынок в конце 2015 года заинтересовался производством бездымных сигарет Philip Morris и даже приступил к проработке вопроса локализации в России продуктов на основе электрического нагревания табака.

Как передает РБК, российский рынок планировал проработать вопрос о локализации в России производства «хитстиксов». А сама компания Philip Morris обратилась к властям с просьбой о создании в России инфраструктуры для дальнейших научных исследований по разработке такой табачной продукции.

Однако вопрос так и не был решен, якобы из-за неопределенного статуса нового продукта. При этом  представители Минздрава РФ высказывались резко против введения особого регулирования для электронных сигарет как менее вредных продуктов, поскольку пристрастие к табакокурению начинается с невинной психологической привязанности.

Уже в декабре 2016 года, как передает «Лайф«, правительство РФ сказало табачному гиганту четкое «нет» в вопросе создания научно-исследовательского и производственного центра по выпуску инновационных табачных продуктов, усомнившись в объективности оплаченных компанией клинических тестов.

В российском правительстве, изучив обращение РMI, в том числе результаты исследований о воздействии на здоровье системы нагревания табака, разработанной компанией, посчитали, что «они не позволяют сделать выводы о потенциале снижения вреда для здоровья при их использовании по сравнению с курением табака».

В Минфине также отметили, что «утверждения о сокращении риска для здоровья при употреблении таких изделий базируются на исследованиях, финансируемых табачной промышленностью». Получается, тот, кто оплатил исследование, тот и получил выводы. Сомнительно, что они могут быть совсем независимыми. Объективная оценка продукта может быть осуществлена только при условии проведения независимых научных исследований.

ВОЗ запрещает

Рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (РКБТ) — договор, принятый под эгидой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в качестве ответной меры на глобализацию табачной эпидемии. РКБТ является международным соглашением, принятым в мае 2003 г. на 56-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения. Это первый юридический документ, целью которого является снижение смертности из-за употребления табака и сокращение использования табака во всём мире (Борьба с курением). Конвенция вступила в силу 27 февраля 2005 года и стала обязательной для всех сторон.

Согласно статье 11 Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, отмечается, что любые утверждения о том, что одно табачное изделие может быть менее вредным, чем другое, по определению являются ложными.

Минздрав России считает, что среди потребителей электронных средств доставки никотина, по данным научных исследований, достаточно велик процент тех, кто ранее не потреблял табачных изделий, что не позволяет рассматривать данные изделия исключительно в рамках снижения вреда для курильщиков. Таким образом, дополнительное развитие табачной промышленности в Российской Федерации, в том числе в формате стратегии снижения вреда, может повлечь увеличение заболеваемости и смертности от неинфекционных заболеваний, ассоциированных с потреблением табака.

Фактически, российские власти озаботились проблемой производства как потенциально опасной для дальнейшего распространения роста числа курильщиков, в том числе так называемых «электронных сигарет».

Ученые менее оптимистичны в оценках инновационных табачных продуктов, разработанных компанией Philip Morris. Эксперт центра по изучению онкологии из Гейдельберга (Германия) доктор Мартина Петчке-Лангер совсем не разделяет оптимизма табачников.

По ее оценкам, вызывающие рак вещества могут образоваться и при нагревании табака, и сомнительно считать новый продукт «здоровым», даже если он менее вреден, чем курение обычных сигарет. Даже нюхательный и жевательный табак сильно канцерогенны. Хотя в них табак вообще не горит. Курильщики получают никотин без дыма, как от обычных сигарет.

Пропустит ли Армения iQOS

Пока другие страны чинят препятствия выходу на их рынок  новых технологий курения, президент компании Philip Morris International Management SA по региону Восточной Европы, Среднего Востока и Африки и Philip Morris Duty Free Драго Азинович прибыл в Армению с предложением по созданию исследовательского центра.

Он даже подписал накануне рамочный меморандум о взаимопонимании с Министерством экономического развития и инвестиций Армении, в рамках которого компания предусматривает построить в Армении центры исследований и разработок (R&D). Компания также рассчитывает получить поддержку со стороны технологических центров Армении, в том числе, со стороны Гюмрийского технологического центра.

Именно с таких соглашений начиналась попытка компании выйти на российский рынок, однако российское правительство так и не дало окончательного согласия, учитывая риски и опасность производимой продукции.

Разрешит ли Армения построить подобный центр, пока остается загадкой.