По приглашению Альфа-Банка — официального банка чемпионата мира по футболу FIFA 2018 — в преддверии главного футбольного турнира планеты Россию посетили восемь звезд мирового футбола, которые примут участие в детском турнире для клиентов Альфа-Банка. Среди них 29-летний полузащитник лондонского «Арсенала» Генрих Мхитарян. В интервью корреспондентам “Ъ” Евгению Федякову и Гранту Косяну он рассказал о перспективах сборной России, назвал главных фаворитов турнира и объяснил, почему желает успеха Лионелю Месси.

— Начнем разговор с чемпионата мира. Вы согласны, что сборной России на групповом этапе повезло со жребием?

— Нет. Ваша команда попала не в легкую, а во вполне нормальную группу для финальной части чемпионата мира. Так вам скажут большинство экспертов, которые разбираются в футболе. При этом не сомневаюсь, что сборная России выступит достойно.

 — Кто выйдет из группы А?

— Уругвай и Россия.

— Вы следите за российской командой?

— Слежу. Например, смотрел последний матч с Турцией.

— Чего, на ваш взгляд, пока не хватает подопечным Станислава Черчесова?

— Думаю, он лучше знает ответ на этот вопрос. Лично мне кажется, что российским футболистам, которые наверняка ощущают серьезное психологическое давление, просто нужно больше верить в себя. А болельщикам сборной России, несмотря ни на что, советую как можно сильнее поддерживать свою команду. Тогда она сумеет выступить на высокой ноте. Ведь преимущество, которое имеет хозяин чемпионата мира, именно в этой поддержке и заключается.

— Вы знакомы с кем-то лично из футболистов нынешней сборной России?

— Лично — нет. Просто иногда пересекались.

— С одним из ваших нынешних одноклубников, египетским полузащитником «Арсенала» Мохамедом Эль-Ненни российским футболистам придется иметь дело в матче группового этапа. Что вы можете сказать о его возможностях?

— Иногда мне кажется, что у него вместо одного сердца целых два, настолько высока его работоспособность. От Мохамеда в значительной степени зависит игра сборной Египта, однако ждать от него прямых угроз чужим воротам не стоит. Все-таки он играет в опорной зоне, и в его задачи не входит забивать и отдавать голевые передачи.

— Ну, забивать-то в сборной Египта, согласитесь, есть кому.

— Конечно. Их главная звезда Мохамед Салах обладает особенными качествами. Вот от него можно ждать сюрпризов, с ним-то как раз защитникам следует быть очень внимательными!

— Его вообще реально сдержать?

— Естественно. Все-таки Салах в «Ливерпуле» и сборной — это фактически два разных футболиста. Надо понимать, что там у него будут другие партнеры, исповедующие иной стиль игры.

— Остались ли еще у Салаха шансы в нынешнем сезоне завоевать «Золотой мяч» лучшему футболисту мира?

— Если бы он выиграл Лигу чемпионов с «Ливерпулем», то стал бы реальнейшим претендентом. Сейчас же шансы малы. Но если он очень здорово сыграет на чемпионате мира, ожидать можно будет чего угодно.

— Кто,на ваш взгляд, фаворит турнира?

— Думаю, его готовы выиграть сразу несколько сборных очень высокого уровня. Например, Франция, Испания, Германия, Бразилия, Аргентина, тот же Уругвай, Бельгия, Хорватия. Все эти команды наверняка мечтают победить. Но лично мне кажется, что особенно хорошо выступят аргентинцы, поскольку для их лидера Лионеля Месси это, возможно, будет последний шанс выиграть золото чемпионата мира. Хочется, чтобы он выиграл его и заткнул за пояс своих критиков.

— Традиционный вопрос. Кто сильне — Лионель Месси или Криштиану Роналду?

— Оба они — игроки с другой планеты. Это выдающиеся мастера, которые сделали футбол еще сильнее и интереснее. А Месси я желаю здесь победы потому, что многие считают, будто, не выиграв чемпионат мира, он не достиг уровня Марадоны. Я с такой постановкой вопроса не согласен, поскольку считаю Месси лучшим игроком в истории футбола.

— Вас не смущает относительная слабость аргентинской защиты?

— Ничего! Пусть они пропустят два гола, а Месси забьет три!

— Вы наверняка хорошо знаете игроков из сборной Англии, которая на последних крупных турнирах не оправдывает ожидания своих болельщиков примерно в той же степени, как и сборная России. Чего от англичан можно ожидать сейчас?

— Я видел их последний товарищеский матч со сборной Коста-Рики. Они неплохо выглядели и тоже имеют определенные шансы на медали. По сравнению с другими фаворитами у англичан в команде нет явного лидера. Но это может быть и плюсом, поскольку в подобных случаях коллектив зачастую представляет собой единое целое.

— В раздевалках «Манчестер Юнайтед», за который вы выступали еще совсем недавно, и «Арсенала» много говорили о чемпионате мира?

— В «Манчестер Юнайтед» подобные разговоры шли нечасто, поскольку до турнира в России еще оставалось достаточно много времени. А в «Арсенале» мы часто обсуждали эту тему. Я, например, интересовался, где будут базироваться во время турнира сборные, за которые выступают мои одноклубники.

— Какие в целом у них ожидания? Что они рассчитывают увидеть в России?

— Никакого негатива слышать не доводилось. Мне кажется, что у каждого футболиста, который участвует в таком турнире, могут быть связаны с ним исключительно позитивные ожидания. Во всяком случае, у меня никаких сомнений в успешном проведении чемпионата мира в России нет. Так же считают и остальные игроки «Арсенала», которые приезжали в апреле на матч Лиги Европы с ЦСКА, и сумели оценить, как готовятся россияне.

— Москва меняется в лучшую сторону?

— Впервые я был здесь в 2001 году. И когда затем вернулся 16 лет спустя, то был просто поражен прогрессом в лучшую сторону. Думаю, что футболистам и болельщикам понравится в России. Все-таки здесь особая, разнообразная культура, с которой всем будет очень интересно познакомиться. Ну а футбол, как всегда, всех объединит. Думаю, Россия готова к чемпионату мира.

— Сменим тему. В январе вы поменяли клуб — перешли в «Арсенал» из «Манчестер Юнайтед», где у вас, по общему мнению, не получилось проявить свои лучшие качества. В чем причина? Может быть, в том, что вам не доверял тренер Жозе Моуринью и вы часто не попадали в состав?

— Разговоры в раздевалке должны оставаться в раздевалке. А то, что было между мною и Моуринью, уже осталось в прошлом. Эта история многому научила меня, я вынес из нее как положительный, так и отрицательный, но все равно полезный опыт. В любом случае я не сдавался, до самого конца своего пребывания в «Манчестер Юнайтед» пытался прогрессировать, доказывать, что я один из лучших. Не отношу себя к футболистам, которые винят в своих проблемах тренеров. И не считаю, что кто-то другой в чем-то виноват.

— Согласны с тем, что стиль, который исповедует Моуринью, плохо вам подходит?

— Видите ли, играть в атакующий футбол приятно любому игроку. И «Манчестер Юнайтед» наверняка сейчас играет иначе, чем при Алексе Фергюсоне. Однако игроки должны с этим смириться. Поскольку ты должен выполнять указания главного тренера.

— Как вас принял Арсен Венгер, который на тот момент еще возглавлял «Арсенал»?

— Очень хорошо. Ведь он меня хотел видеть в этом клубе еще два года назад, но тогда что-то не сложилось. В «Арсенале» ко мне сразу очень хорошо отнеслись и игроки, и тренерский штаб. Проведя в этой команде всего неделю, я чувствовал себя так, будто играю за нее уже несколько лет.

— Уход Венгера был для вас ожидаемым?

— Нет. Думаю, никто не ожидал, что он уйдет. Наверное, пришло время… Конечно, очень больно видеть, как уходит человек, который возглавлял клуб 22 года, был его легендой. Но любая, даже самая счастливая история всегда имеет свой конец.

— С Унаи Эмери, который сменил Венгера, знакомы?

— Нет. Мы никогда не встречались, и теперь я жду этой возможности.

— В прессе проходила информация о том, что Эмери хотел видеть вас в ПСЖ.

— Правда? Не знал!

— У вас наверняка есть мнение о его работе в других клубах. Не могли бы им поделиться?

— Это человек, который выиграл с «Севильей» три Лиги Европы, с ПСЖ — четыре других трофея. Говорят, что во Франции ПСЖ настолько возвышается над другими, что роль тренера в успехах команды не велика. Но ведь трофеи все же нужно завоевать. Мне рассказывали об Эмери исключительно позитивные вещи. И я, безусловно, готов к совместной работе с ним.

— Для «Арсенала» минувший сезон сложился не слишком удачно. Ощущается ли в связи с этим в клубе какая-то нервозность?

— Я этого не почувствовал. Понимаете, даже самая большая команда не может всегда только прогрессировать. Трудные моменты тоже неизбежны. Думаю, что мы извлечем уроки из неудач и в следующем сезоне вернемся из Лиги Европы в Лигу чемпионов.

— Что говорил команде Венгер, когда прощался с ней?

— Мы очень хотели сделать ему подарок – выиграть Лигу Европы. Он был бы достоин этого трофея, но, к сожалению, не получилось, в связи с чем команда была очень разочарована. Но ничего не поделаешь — надо двигаться дальше.

— Вы знаете шесть языков. Для спортсмена это просто удивительно…

— Живя во Франции, я учил французский, потом был бразильский этап, где освоил португальский, в Дортмунде, выступая за «Боруссию», выучил немецкий. Русский, кстати, я знаю с детства — учил его в школе, к тому же моя бабушка — москвичка. А вот с украинским не сложилось, хотя я долгое время выступал за «Шахтер». Дело в том, что в Донецке говорят по-русски. Вообще признаюсь, что знать шесть языков довольно непросто, поскольку иногда путаю слова.

— Реально ли увидеть в финальной части чемпионата мира сборную Армении?

— Надеюсь, что в следующий раз мы попадем, хотя это, безусловно, трудная задача, поскольку футболистам, выступающим в национальном чемпионате, очень трудно прогрессировать. Там ты можешь чувствовать себя звездой, а попадая в более конкурентную среду, понимаешь, чего стоишь на самом деле. Поэтому чем больше наших футболистов будет играть в ведущих европейских чемпионатах, тем, мне кажется, будет лучше.