Израильские власти 31 января открыли природный парк около Иерусалима после пяти лет археологических раскопок в Эйн-Хание. Это второй по величине родник в Иудейских горах и ключевом месте в истории христианства. Израильское управление древностей (IAA) объявило о том, что парк будет открыт для публики бесплатно в течение нескольких месяцев. Здесь были найдены часть дворцовой колонны эпохи Первого Храма, и одна из старейших монет, обнаруженных в районе Иерусалима.

Раскопки и работы по сохранению и развитию велись в период с 2012 по 2016 год на участке, который является частью национального парка долины Рефаим и расположен за зеленой чертой, но в пределах муниципальных границ Иерусалима. «Результатом является необычайно красивая местность, включающий археологические древности, древний ландшафт и уникальный опыт посетителей», – говорится в заявлении Управления древностей. Новые результаты были опубликованы впервые, когда высокопоставленные чиновники приняли участие в церемонии посадки деревьев для еврейского праздника Ту биШват и показали новый природный парк. Среди присутствовавших были министр охраны окружающей среды и по делам Иерусалима Зеев Элькин, мэр Иерусалима Нир Баркат, и Севан Гарибян, главный священник Армянской Апостольской патриархии Иерусалима, которой принадлежит этот район.
Наиболее значимой находкой  раскопок является большая система бассейнов Византийской эпохи, найденная на этом месте. «Этот бассейн был построен в центре просторного комплекса у подножия некогда стоявшей здесь церкви. Вокруг бассейна были построены крытые колоннады, обеспечивавшие доступ к жилым крыльям», – рассказала директор раскопок IAA Ирина Зильбербод. Она добавила, что «трудно понять, для чего использовался бассейн — это могло быть орошение, мытье, озеленение или, возможно, для церемоний крещения». Она также сказала, что вода из бассейна стекала через сеть каналов в “великолепный” нимфеум – святилище, напоминающее фонтан, посвященный нимфам, особенно нимфам родников». Археологи сказали, что большое внимание было уделено восстановлению нимфеума, в том числе очистке и замене камней фасада на основе исторических фотографий и рисунков. В заявлении говорится, что многие из находок были созданы во времена Первого Храма, около 2400-2800 лет назад.

Основная находка того периода – это фрагмент протоионической капители колонны, художественный элемент, типичный для зданий и имений царей в период Первого Храма, заявила IAA, добавив, что изображение такой капители размещено на израильской монете в 5 шекелей. Подобные капители были найдены в городе Давида в Иерусалиме и в Рамат-Рахель, где был раскопан один из дворцов царей Иудеи, а также в Самарии, Мегидо и Хацоре, которые были крупными городами в древнем Израильском царстве. По оценкам археологов, место в Эйн-Хание, возможно, было царским поместьем в период Первого Храма. «После разрушения Первого Храма поместье стало домом, в котором жили евреи», – сказали в IAA. Другой значительной находкой того периода является редкая серебряная монета. Она описывается как одна из самых древних, обнаруженных до сих пор в районе Иерусалима. Это древнегреческая драхма, монета «чеканеная в Ашдоде греческими правителями между 420 и 390 г. до н. э.».

Другие монеты, керамика, стекло, черепица, разноцветные тессеры или куски мозаики византийского периода, которые были обнаружены в ходе раскопок, ведущихся археологами, показывают, что именно в этот период (IV-VI вв. н. э.) место достигло своего расцвета. «Мы считаем, что некоторые ранние христианские комментаторы идентифицировали Эйн-Ханию как место, где крестился эфиопский евнух, описанный в Деяниях святых апостолов 8:26-40, – сказал археолог IAA по Иерусалимскому району д-р Юваль Барух. – Крещение евнуха святым Филиппом было одним из ключевых событий в распространении христианства. Поэтому выявление места, где это происходило, занимало ученых на протяжении многих поколений и стало общим мотивом в христианском искусстве. Неудивительно, что часть места по-прежнему принадлежит христианам и является центром религиозных церемоний, как для Армянской церкви, так и для Эфиопской церкви».

ИСТОЧНИКSem40